Топ 100 феминистских фильмов за всю историю

100 лучших феминистских фильмов за всю историю

Эбби Бендер, Кэт Кларк, Фил Де Семльен, Томрис Лаффли, Хелен O’Хара, Джошуа Роткопф, Анна Смит, Ханна Штрек   15 августа 2019
1 мин

Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.

В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке Time Out — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.  

\"\"

71. Крошечная мебель (Tiny Furniture, 2010)

8/10

Режиссер: Лина Данэм

Для Лины Данэм это стало началом карьеры: в двадцать три она написала сценарий к своей первой картине, в которой выступила и режиссером, и актрисой. Низкобюджетный инди-фильм «Крошечная мебель» по-новому показывает секс и женскую дружбу, а кроме того, обнажившись перед камерой, Данэм бросила вызов традиционным стандартам красоты в киноиндустрии.

72. Цветы лиловых полей (The Color Purple, 1985) 

Режиссер: Стивен Спилберг

Амбициозная экранизация романа Эллис Уокер затрагивает огромное число тем, включая расизм, домашнее насилие и сексуальное принуждение. Фильм в деталях рассказывает о жизни черной женщины с юга (Вупи Голдберг), которая пытается выжить в мире мужского авторитета и сталкивается с самой жестокой социальной нормой того времени — «Законами Джима Кроу» о расовой сегрегации.

73. Жареные зеленые помидоры (Fried Green Tomatoes, 1991) 

Режиссер: Джон Эвнет

Два поколения дерзких женщин из Алабамы помогают друг другу противостоять супружескому пренебрежению и насилию (а также им помогает «Тованда Великодушная, Исправляющая Несправедливость и Несравненная Королева»). Режиссер Джон Эвнет снял вдохновляющее кино, в котором чествуется женская любовь (будь то дружба или что-то иное) и отвергаются мужские привилегии. 

74. Я стреляла в Энди Уорхола (I Shot Andy Warhol, 1996) 

Режиссер: Мэри Хэррон

Вэлери Соланас, маргинальная художница, жившая в деловом центре Нью-Йорка, написала радикальный «SCUM Manifesto» («Манифест общества полного уничтожения мужчин»), в 1968 году совершила покушение на Энди Уорхола после того, как ее рукопись была отвергнута уорхолловской студией «Фабрика». Мэри Хэррон и Лили Тейлор проделали героическую работу, наделив Вэлери Соланас достоинством и превратив ее отчаяние в ярость. 

75. День, когда я стала женщиной (Roozi ke zan shodam, 2000) 

Режиссер: Марзия Махмальбаф

Рассказывая о трех поколениях иранских женщин, режиссер Марзия Махмальбаф с легкость и очень точно описывает патриархат, царящий в исламской культуре. Картина, которая будет интересна и понятна широкому зрителю, вместе с тем несет четкий призыв к срочным действиям. 

76. Преместь (Prevenge, 2016) 

Режиссер: Элис Лоу

Этой черной комедией режиссер-сценарист Элис Лоу изгоняет собственные страхи, связанные с беременностью (во время съемок она была на восьмом месяце). Это фильм о серийной убийце: Лоу, которая также исполняет главную роль, играет беременную девушку, которая верит, что ее нерожденный малыш велит ей совершить убийство. 

77. Мистическая пицца (Mystic Pizza, 1988) 

Режиссер: Дональд Питри

Мудрые работницы «Мистической пиццы», наученные горьким опытом разбитых сердец и классовых конфликтов, создали вокруг себя экосистему, в которой больше всего ценится поддержка и взаимопомощь. И, может быть, романтическая комедия Дональда Питри и закончится свадьбой, но будьте уверены — девушка оставит свою фамилию!

78. Приятный разговор (Smooth Talk, 1985) 

Режиссер: Джойс Чопра

Картина снята по рассказу Джойс Кэрол Оутс и открывает зрителю мир девочки-подростка. Сексуальная угроза, которая чувствуется на протяжении всего фильма и достигает пика к финалу, показана совсем не так грубо, как можно было бы подумать. Кроме того, стоит отдельно отметить выдающуюся работу молодой Лоры Дерн.

79. Оседлавший кита (Whale River, 2002) 

Режиссер: Ники Каро

В этой вдохновляющей новозеландской картине девочка (потрясающий дебют Киши Касл-Хьюз) бросает вызов укоренившейся системе правления в племени маори. Феминистское послание фильма вдохновило и Голливуд: Ники Каро была назначена режиссером диснеевского ремейка «Мулан». Надеемся, что в новой работе ее настрой не изменится. 

80. Побудь в моей шкуре (Under the Skin, 2013) 

Режиссер: Джонатан Глейзер

Этот сложный научно-фантастический фильм, снятый как документальное кино, отлично читается в русле феминизма. Пока инопланетная героиня Скарлетт Йоханссон бродит по Глазго в поисках жертв, скрытая камера снимает, как ведут себя мужчины, — чтобы уже в следующей сцене мы увидели совершенно иную расстановку сил. 

Может быть, фильм Глейзера и задает больше вопросов, чем дает ответов — но зато делает это отлично.