Мюскаде: почему пора относиться к этому вину с уважением

Мюскаде: почему пора относиться к этому вину с уважением

Влада Лесниченко   14 июня 2019
5 мин
Мюскаде: почему пора относиться к этому вину с уважением

Вина Луары переживают сегодня очередной ренессанс, и луарский регион Мюскаде (Muscadet) – не исключение. К рожденным там свежим легким сухим винам очень долго относились скептически. Наш винный колумнист Влада Лесниченко рассказывает, что Мюскаде гораздо сложнее и интереснее, чем может показаться на первый глоток.

Сначала разберемся с путаницей: Мюскаде – это родина свежих белых «устричных» вин, созданных из сорта мелон де Бургонь бургундского происхождения. К мускату (москателю и мюскаделю) эти вина отношения не имеют. Мюскаде по своей стилистике ближе к минеральности и хорошей кислотности вин из Шабли, но с обилием цитрусов в ароматике и демократичной ценой.  

Почему вдруг мир заинтересовался Мюскаде? Местный и мировой туризм, лучшие бретонские морепродукты, авторские винодельни и страсть нового поколения сомелье, которым наплевать на мнение экспертов прошлого века, считавших, что в Мюскаде ничего серьезного нет. 

В XVII веке Мюскаде был практически «красным» винным регионом, но суровые заморозки погубили лозы. В то же время выносливый мелон стал неугоден бургундцам, которые хотели продавать побольше шардоне. Мелон переехал на Луару, а датские купцы сделали его популярным и за пределами Франции. Правда, не всегда в виде вина, чаще – в виде дистиллята для шнапса. Эти белые были весьма популярны и в Англии, кузнице винных трендов, но, как обычно, в гонке за количеством проиграло качество. Жажда до легкого недорогого вина, как и жажда наживы, привела к полной коммерциализации региона: кооперативы приобретали кооперативы, пока там не осталось три-четыре ведущих игрока, штампующих добротные, но безликие вина.  

Сегодня потомственные виноградари и виноделы объединяются в борьбе за свои уникальные терруары. Действительно, почвы Мюскаде могут блеснуть многообразием. Гнейс, гранит, сланец, габбро отражают древние процессы образования местной породы, которые происходили здесь миллионы лет назад. Велико влияние и самой Луары и ее притоков на ландшафт Мюскаде: глина и песок играют значительную роль в формирование вкуса местных белых. Как говорят луарцы, вино на вкус такое же, как и почва на вид. Белые вина с глинистых почв более округлые и полные, а там, где виноградники были высажены на граните, сланце, гнейсе или габбро, вина получаются более строгими, сложными и глубокими.  

Мелон де бургонь – довольно нейтральный сорт, без кричащей ароматики. Для того, чтобы придать ему объемности и глубины, его оставляют выдерживаться на дрожжевом осадке неделями, а иногда и месяцами. Вот что значат те самые слова – sur lie, которые вы часто встречаете на этикетке. Регион Мюскаде представляют четыре основных апелласьона: Muscadet AOC (Мюскаде), Muscadet Sevre-et-Maine AOC (Мюскаде Севр-э-Мэн), Cotes de Grandlieu AOC (Кот де Гранлью), Coteaux de la Loire AOC (Кото де ля Луар).  

Muscadet AOC – это самые молодые, легкие, «зеленые», играющие на языке, слегка солоноватые версии местных вин, предназначенные для easy drinking в дневной зной на берегу любого водоема, включая бассейн. Их не держат на осадке и стараются выпить как можно скорее, пока лето не закончилось. 

Остальные три апелласьона дрейфуют в сторону сложности и качества: влияние разных почв – от глины до гранита – и обязательная выдержка на осадке в течение зимы. Эти вина должны быть разлиты не ранее марта и не позднее ноября, а контакт с осадком не должен превышать 14 месяцев. В результате, они демонстрируют больше тела, больше текстуры, больше фруктов, ту же фирменную соленость, отличную кислотность и легкое присутствие «сприца» на языке.  

Авторский стиль независимых виноделов, выступающих в оппозиции к негоциантам-кооперативам, предполагает создание вин с более длительной выдержкой на осадке, которая может продолжаться от 3 до 10 лет. По иронии вы не найдете sur lie на этикетке, но и «зелености» базовых Мюскаде здесь не будет. В ход идут лучшие ягоды с лучших виноградников в лучшие года урожая, чтобы получилось альтернативное, вечное sur lie, которое действительно обладает поразительным потенциалом к хранению и развитию в бутылке. Такие вина в слепой дегустации могут запросто отправляться в Бургундию и удивлять поистине смешной ценой за пробургундское качество. 

Одна из самых горячих тем винного мира – Muscadet Crus Communaux или Village Crus. Лучшие участки-терруары в самом сердце Muscadet de Sèvre et Maine были выделены в десять отдельных крю. Запомните их названия, если хотите пить отличные вина по низкой цене (пока). На этикетке помимо Muscadet Sèvre et Maine будут указаны коммуны-крю: Clisson, Le Pallet, Gorges, Goulaine, Monnières-Saint-Fiacre, Château-Thébaud, Goulaine, Mouzillon-Tillières, La Haye Foussaière и Vallet. Сегодня только три из них – Gorges, Clisson и Le Pallet – имеют официальный статус. Но и коммуна Goulaine, говорят, уже на подходе. В чем их особенности? Во-первых, длительная выдержка, во-вторых, строгий отбор ягод, но самое главное – это лучшие участки с уникальными климатическими и почвенными характеристиками. 

Cru Clisson – гранитные почвы, жилистые, минеральные вина с характером и ароматикой сушеных фруктов. 

Gorges – парящие, звенящие вина с цветочно-фруктовым профилем с почв, богатых габбро и кварцем.  

Monnières-St-Fiacre – элегантные Мюскаде с гнейса, наполненные цитрусовыми нотами: от мандарина до спелого лайма. 

Château Thébaud – гранит и гнейс, строгость и фруктовость идут рука об руку.  

Goulaine – сланцевые почвы и элегантность с иглой-кислотностью в медовом благоухании.  

Рассказ будет не полным, если не упомянуть о гастрономических сочетаниях с Мюскаде. Крепче всего это вино дружит с морепродуктами. Но чем дольше выдержка на осадке, тем более сложную еду можно подключать: жирная морская рыба, сыры и белое мясо отлично подойдут Cru Muscadet. Помните об этом, когда видите лучшие образцы Мюскаде в московских ресторанах и винотеках. Например, Domaine la Haute Févrie в I like wine, White Rabbit, «Кофемании», «Волне», Papaella и «Севичерии», Jean Luc et Guy Ollivier/ Domaine de la Grenaudiere в Beer & Brut, Barrel, Blush, Mollusca и Bébé de la mer, Le Fay d’Homme/Vincent Caillé – в «Комбинате», Pierre Luneau-Papin – в Drinx и «Жеральдин», Domaine de L’Ecu – в «Probka на Цветном», «КМ 20», «Восходе» и «Цирке» и, конечно, Chateau de La Tibodies – в Maritozzo, «Стрелке» и «Рыбе моей»