Москва
Москва
Петербург
Павел Лунгин: «Я вам душу открываю, а вы мне капкан приготовили»

Павел Лунгин: «Я вам душу открываю, а вы мне капкан приготовили»

Московский кинофестиваль, отмечающий в этом году полувековой юбилей, откроется картиной «Царь» Павла Лунгина, который к тому же еще и возглавит жюри главного конкурса. Правда, сам режиссер предпочитает показывать свои картины в Каннах. Но в этом нет ничего личного.
Сколько себя помню, все время говорят, что ММКФ задыхается и, мол, не стоит тратить деньги на это сомнительное мероприятие, по большому счету не имеющее репутации в мире кино…

А кто не задыхается? И Венеция, и Берлин в таком же положении. Канн еще держится, но надолго ли его хватит? Он уже поддается общему процессу глобализации, кино перестает быть самобытным. Видимо, мы вошли в эру «Оскаров», «Ник» и «Золотых орлов», в том смысле, что национальные конкурсы во всех странах становятся более приоритетными. Раньше фестиваль мог дать родиться режиссеру: можно было приехать никем, а уехать героем. Я на своей шкуре это испытал, когда 20 лет назад показал в Каннах «Такси-блюз». До сих пор помню, как в каком-то ресторане за мной бежал официант с подносом — хотел получить автограф, настолько я стал популярен во Франции. Сейчас все изменилось, и сегодня даже победа в Каннах не дает картине проката. А что касается Московского фестиваля, я вижу, какие героические усилия прилагают организаторы, чтобы Москва осталась на карте мира как одна из кинематографических столиц. Честь им и хвала за это…

Прочитала у кого-то из критиков, что в этом году в Каннах была такая сильная программа, что, посмотрев только половину фильмов, можно спокойно умереть. А у нас уже полвека вспоминают «81/2» Феллини…

Некорректное сравнение. Я бы, например, не умер, не посмотрев половину фильмов Каннского фестиваля. ММКФ начинался как культурное явление — долгие годы открывал для москвичей, да и вообще для советских людей новые фильмы. Был своего рода «окном в Европу». Сегодня, когда можно ездить куда угодно, подобного окна не требуется. Но как культурное явление он сохранился. И свои жемчужины и бриллианты всегда есть — если не в основном конкурсе, так в других программах.

Когда вам предложили возглавить жюри, не было сомнений?

В первый момент смутился, тем более мне позвонили, когда я в Каннах представлял свою картину. А потом подумал: «Я не функционер, а активно действующий российский режиссер, почему бы и нет? Тем более это мой год, мой юбилей, мою картину покажут на открытии, а в рамках фестиваля пройдет моя ретроспектива. Почему бы до кучи не стать председателем жюри — вкусить уж славы на полную катушку!»

Если бы у вас был выбор — представлять картину в Каннах или на Московском фестивале, — вы бы выбрали…

Канны, бесспорно. Потому что когда картина закончена, ты руководствуешься только ее интересами. Это же как ребенок. Рано или поздно любой родитель сталкивается с проблемой — отдать чадо в соседнюю школу и ходить пешком или возить на трамвае в ту, что дает лучшее образование. Наверное, ради ребенка можно и на трамвае покататься. Так что карьера твоего детища становится поначалу самодовлеющей, потом уже ребеночек от тебя отваливается, топает своими ножками и про тебя забывает. Но когда он еще слабенький, ему требуется усиленное питание и родительская забота. А уж то, что «Царя» покажут на открытии, и вовсе не может не радовать — картина сложная, не летняя, заставляющая работать головой — интересно посмотреть реакцию зрителей.

Вы уже определили для себя критерии, по которым будете судить?

Я их сформулировал, когда возглавлял жюри «Золотой камеры» в Каннах. Я не киновед и не политик, меня интересует исключительно талант. При этом чужой талант радует меня не меньше собственного. У меня нет ревности к талантливым людям. Мне, наоборот, кажется (так как я нагло причисляю себя к талантливым людям), что «своих» прибыло. Это же прекрасно, когда в наше время техногенных бездарностей пополняется армия талантливых людей. Мне нравится все живое — живое дыхание, живой ум, живой взгляд, живое кино. Вот и все критерии.

В этом году в конкурсе много российских картин (аж три!), не боитесь, что патриотизм возьмет верх над объективностью?

Я вам душу открываю, а вы мне, оказывается, капкан приготовили…

Просто представила себя на вашем месте и подумала, что патриотизм — это то, что не поддается трезвому анализу. Знаем же, что наша футбольная сборная не лучшая в мире, а все равно за нее болеем…

Но мы же не можем сделать так, чтобы она выиграла! Мы не раздвигаем ворота противника на километр, чтобы любой мяч летел прямо в цель. Да и с бейсбольной битой, чтобы перебить ноги соперникам, не кидаемся. Я уверен, что патриотизм — это все-таки уважение. Сделать Московский фестиваль уважаемым и объективным гораздо важнее вручения призов «своим». Кстати, после Каннского фестиваля пришел к выводу, что, наверное, распределил бы призы точно так же, как это сделало жюри. Фильм Михаэля Ханеке мне тоже больше всего понравился. А это значит, что я не чужд какой-то объективной справедливости.

15 июня 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация