Все фильмы Marvel от худшего к лучшему

Все фильмы Marvel от худшего к лучшему

Денис Рузаев, Егор Беликов, Клара Хоменко   26 апреля 2019
12 мин
Все фильмы Marvel от худшего к лучшему

На экраны выходят «Мстители: Финал». То, что начиналось как рискованный независимый проект – превратилось в явление современной поп-культуры, предмет ожесточенных споров и огромной любви фанатов, а также самый прибыльный в Голливуде полнометражный сериал. В канун премьеры Time Out вспоминает все фильмы этого сериала от худшего к лучшему. 

20. «Тор: Царство тьмы» (режиссер Алан Тейлор, 2013)

Сольным выходам Тора — который в «Мстителях» часто выступает чуть ли не самым обаятельным звеном (вы оцените многочастный гэг с молотом в «Эре Альтрона») — не очень везет с режиссурой. Там, где Джосс Уидон дает Крису Хемсворту ломать уместную комедию, работавший до этого над «Игрой престолов» Алан Тейлор никак не определится ни с интонацией, ни со стилем, ни с амплуа своего супергероя. В «Царстве тьмы» есть бодрая финальная разборка и пара ловких трюков по ходу (камео Капитана Америки), но многие эпизоды затянуты, а суперзлодей, темный эльф Малекит (Кристофер Экклстон), смехотворен. Натали Портман играет уже не чудачку-ученую, почти персонажа советской производственной комедии, какой ее Джейн была в оригинале, а куда более унылый типаж девицы в беде. И даже плутовское обаяние Тома Хиддлстона-Локи тонет во вторичном по большей части сюжете.

19. «Тор» (режиссер Кеннет Брана, 2011)

Старательный шекспировский классицист Кеннет Брана снял первого «Тора» как грандиозную космическую оперу. Со слепящим глаза 3D асгардовской позолоты, гротескным Энтони Хопкинсом в роли Одина и архаичной братской любовью-ненавистью в качестве основного топлива сюжета. Почти — потому что «Тор» все-таки не «Король Лир», и от асгардовских страстей в таком громоздком исполнении устаешь быстро. К счастью, время от времени удается передохнуть на комичных по большей части земных эпизодах — что бы комиксы делали без триеровской школы Стеллана Скарсгарда?

18. «Невероятный Халк» (режиссер Луи Летерье, 2008)

Леттерье и Фавро снимали свои фильмы одновременно, в одних и тех же условиях, но если «Железный Человек» стал началом вселенной, то «Невероятный Халк» из нее практически выдавлен. А ведь Леттерье все делал по науке: мрачные краски, минимум юмора — вот что такое был 10 лет назад успешный кинокомикс. Эта смертельная серьезность в сочетании с крайне странным оптимизмом финала и губит умный и нескучный фильм. Ну серьезно: годы муки, борьбы с собой и импотенции, чтобы потом открыть ядовито-зеленые глаза под торжествующую музыку?

17. «Первый мститель: Противостояние» (режиссеры Энтони и Джо Руссо, 2016)

Братья Руссо в свое время повернули муви-вселенную Marvel с тропы веселого оптимизма на тропу суровости, заговоров, недоверия и психологических проблем. Третий «Капитан Америка» снят в том же духе, и это было бы неплохо, если бы фильм не разваливался на части: заявленный изначально гражданский конфликт, не успев развиться, быстро сливается в те самые психологические проблемы, а драка в аэропорту, пусть и хорошо поставленная, выглядит на общем фоне необязательным вставным номером. 

16. «Доктор Стрэндж» (режиссер Скотт Дерриксон, 2016)

Те, кто видел все до одного фильмы Marvel, знают — наивно ждать от студии каких-то радикальных изменений той формулы, которая принесла ей несколько миллиардов долларов. «Доктор Стрэндж» укладывается все в тот же шаблон истории о становлении супергероя, который уже был отточен «Железным человеком», и это далеко не комплимент. Несмотря на все достоинства фильма, его вторичность играет с ним злую шутку. С другой стороны, живой плащ, визуальные красоты и ироническое использование некоторых штампов из фильмов ужасов добавляют очков истории Шерло… простите, Стивена Стренджа. 

15. «Мстители: Эра Альтрона» (режиссер Джосс Уидон, 2015)

От второго сборного фильма «Мстителей» после грандиозного успеха первой части ждали многого — а получилось нечто, конечно, масштабное, зрелищное, но до боли предсказуемое. Режиссер Джосс Уидон тратит уйму времени на экспозицию сюжета, но механизм явления искусственного интеллекта по имени Альтрон остается непроницаемым. Сам Альтрон, хотя и должен быть почти непобедимым суперзлодеем, то и дело скатывается в карикатурную рефлексию: «Ах, жалкие людишки…» Шутки вписаны в сценарий будто по формуле и угадываются еще до того, как кто-то откроет рот. Наконец, финальная битва длится около сорока минут, но в ней не обнаруживается ничего интересного, кроме гибели третьестепенного персонажа. Поднять целое государство в воздух — смело, но только если это не абсурдная вымышленная Заковия.

14. «Первый мститель» (режиссер Джо Джонстон, 2011)

Самый неожиданный стилистически том марвеловской саги — осознанно старомодный, стремящийся напоминать летние блокбастеры тридцати-сорокалетней давности (режиссер Джо Джонстон когда-то работал над спецэффектами «Звездных войн» и «Индианы Джонса»). «Первому мстителю», пожалуй, больше сателлитов подходит словечко «комикс»: упоительно палповый сюжет, эффектно насыщенный супероружием фон Второй мировой, канонический злодей Красный Череп (Хьюго Уивинг в дьявольском виде, не встречавшемся со времен «Матрицы»). Сам Капитан Америка еще лишен будущей рефлексии человека, пережившего всех своих современников, и лихо отрабатывает экшен-повестку. Эффектнее всего — в классической, а-ля «Индиана Джонс и последний крестовый поход», сцене на поезде, где погибает Зимний солдат Баки Барнс (Себастьян Стэн).

13. «Человек-паук: Возвращение домой» (режиссер Джон Уоттс, 2017)

Выбор Тома Холланда на главную роль оказался по-настоящему удачным. В его исполнении самый популярный герой Marvel оказывается тем самым хорошим и добрым мальчишкой, которого так полюбили читатели комиксов и которого трудно не полюбить зрителю. Новый «Человек-паук» — замечательная история не столько становления героя, сколько взросления со всеми его подводными камнями. Подростковая комедия, местами переходящая в нешуточную драму, с впечатляющим злодеем в исполнении вечного «человека с крыльями» Майкла Китона, плоха только одним — чуть ли не полной заменой характеров Тони Старка, Пеппер Поттс и Хэппи. Что неудивительно: нужно же было компании Sony как-то обозначить, у кого права на фильм, а кто так, поддержать вышел.

12. «Черная Пантера» (режиссер Райан Куглер, 2018)

Первый фильм о черном супергерое наделал много шума, в России мало кому понятного. Здесь Черная Пантера интересен скорее не цветом кожи, а своей мягкостью, недоминантностью — что отнюдь не мешает ему быть королем и героем. Точно так же Ваканда интересна как модель мира, построенного на равных гендерных правах и отлично сочетающая в себе новые веяния с древними традициями — настоящая мечта. Отдельное удовольствие — богиня войны Данай Джекесай Гурира, Энди Серкис в качестве неукротимого психа Улисса Кло и Киллмонгер, которого кажется неправильным убивать даже королю Ваканды.

11. «Первый мститель: Другая война» (режиссеры Энтони и Джо Руссо, 2014)

Фильмы Marvel всегда паразитировали (в хорошем смысле) на взрослых жанрах. А военное происхождение скучноватого Капитана Америки всегда располагало к тому, чтобы окунуть его в традиционно взрослую эстетику. С альтернативно-исторической драмой в первой части получилось не очень, как известно, поэтому во второй «Первого мстителя» вовсе превратили в шпионский и политический триллер. Как всегда, несколько пародийный, с пафосным Робертом Редфордом в роли безумного республиканского ястреба и с обязательной экшен-бойней в конце, в этот раз — в урбанистическом окружении. В конце концов, без натужного веселья даже кинокомикс может выглядеть вполне серьезно и представительно, так же, как выглядит напыщенный политик, пока не снимет костюм, и под ним не окажутся трусы с символикой Капитана Америки.

10. «Человек-муравей» (режиссер Пейтон Рид, 2015)

В необязательности этого фильма, который ввел во вселенную Marvel самого миниатюрного из всех супергероев, заключается и большая часть его обаяния. После мегаломанских «Мстителей 2» «Человек-муравей» смотрелся как возвращение к комиксным корням: один герой, одна история, ироничное настроение. При этом фильм о супергерое на поверку оказывается чем-то вроде ромкома, где непутевый парень хочет произвести впечатление на самую главную женщину в жизни. И что за дело, что этой женщиной оказывается шестилетняя девочка со склонностью к плюшевым уродцам!

9. Капитан Марвел (режиссеры Анна Боден, Райан Флек, 2019)

Несмотря на то, что мы живем в эпоху расцвета кинокомиксов, истории о супергероинях как-то подзадержались. «Чудо-женщина» появилась только в 2017 году — и то в рамках соревнования между Marvel и DC, которые хотя бы тут успели первыми, но так и не сломали парадигму, в которой предназначение и самовыражение женщины так или иначе связаны с любовью. «Окей!» — сказали в Marvel и подписали на собственный проект Анну Боден и Райана Флека, вышедших прямиком из инди-фильмов. 

«Капитан Марвел» — это ролевая модель для еще не выросших девчонок, простая, как топор, метафора освобождения от необходимости играть по чужим правилам. Даже ностальгическое очарование девяностых, в которые происходит действие фильма, здесь метафорично — время третьей волны феминизма, в котором огромную роль играли черные женщины. Так что не зря именно чернокожая Мария Рэмбо напоминает своей беспамятной белой подруге, свалившейся с неба, кем она была. Не зря свою силу Кэрол получает по сути от другой женщины, а не от Великого Разума.

Девочки наконец получили своего «Человека-Паука».  

8. «Железный человек 3» (режиссер Шейн Блэк, 2013)

Выбор Шэйна Блэка для создания триквела «Железного человека» — одно из самых парадоксальных и при этом самых удачных кадровых решений Marvel. Блэк сумел с нового ракурса посмотреть на персонажа, который уже начал бронзоветь. Линия с 10-летним Харли, например, оборачивается уморительной родительской комедией, в которой Дауни дает натурального Тома Хэнкса начала 1990-х. Сюжет же стремится к абсурдистским криминальным комедиям, которые Блэк писал в начале 1990-х. О чем говорить, если даже классический типаж суперзлодея он выворачивает наизнанку, на полфильма подменяя реального Мандарина (в этой роли качественно переигрывает Гай Пирс) болванчиком в лице Бена Кингсли.

7. «Железный человек 2» (режиссер Джон Фавро, 2010)

По большому счету, второй «Железный человек», как и первый, должен бы находиться вне всяких рейтингов. В разросшейся за 10 лет вселенной он занимает почетное положение аксакала и прародителя: кино было удачным в 2009 году и великолепно смотрится сейчас. Умирающий, но не сдающийся Тони Старк, первое появление Черной Вдовы, о которой мы тогда еще ничего не знали, великолепный Сэм Рокуэлл в роли китайской подделки под гения и возвращение на большой экран Микки Рурка с попугаем на плече… блаженные времена! Так что седьмая позиция в нашем рейтинге для «ЖЧ-2» — это исключительно фора для молодежи, на которую этот фильм смотрит с мудрым ехидством Стэна Ли.

6. «Тор: Рагнарек» (режиссер Тайка Вайтити, 2017)

Самую проблемную серию сольников Marvel могло спасти только чудо – и оно пришло из Новой Зеландии. Таика Вайтити, режиссер знаменитых «Реальных упырей», не изменил себе, даже снимая голливудский блокбастер. Его фантастическое умение подавать серьезные темы в кислотной обертке из бесконечных шуток, заставлять зрителя одновременно смеяться и плакать – проявилось в «Рагнареке», что называется, от души. Тор вместе с волосами состриг с себя всю звериную серьезность, Локи повзрослел, Асгард сгорел в пламени апокалипсиса, а Кейт Бланшетт вновь оказалась самой прекрасной женщиной Девяти Миров – и все это под саундтрек, которому мог бы позавидовать даже Джеймс Ганн.

5. «Мстители. Война Бесконечности» (режиссеры Энтони и Джо Руссо, 2018)

Пять Камней бесконечности, семь планет, больше тридцати героев из 18 фильмов за 10 лет, пять новых подручных злодея и гигантский фиолетовый Джош Бролин, который может претендовать на звание лучшего злодея вселенной Marvel… Кажется, это и называется мегаломанией. Такое чудовище просто не должно было взлететь — но оно бодро набирает высоту в прокате, и не только за счет фанатской базы. Правда, она единственная, наверное, до конца разберется, что происходит на экране. Братья Руссо умудрились совершить невозможное. А то, как они решили проблему с перегруженностью следующей части, вызывает глубокое почтение даже у маньяков без приставки «кино».

4. «Мстители» (режиссер Джосс Уидон, 2012)

Первый сборный концерт марвеловских супергероев — пока несравненное по цельности произведение в жанре командного кино. Апофеозом его стала, конечно, финальная боевая симфония на улицах и небоскребах Манхэттена, в которой все смешалось: супергерои, люди и пришельцы из другого измерения. Но Джосс Уидон снимает эту сорокаминутную мясорубку с такой четкостью, которая никогда не снилась, например, экшен-маньяку Майклу Бэю. Именно Уидону из всех марвеловских режиссеров удается удерживать в равновесии ситуативную комедию и сантименты, баталистику и поп-психологию — ровно то, что нужно для командных супергеройских выступлений.

3. «Железный человек» (режиссер Джон Фавро, 2008)

Первое впечатление всегда самое сильное. «Железный человек», пионер марвеловского собственного производства, вышел, когда в жанре комиксных экранизаций торжествовали нолановские «Бэтмены». Тогда картина с Дауни-младшим была, конечно, приятной отдушиной. Тогда фильм еще воспринимался как веселая, эскапистская погремушка, а не основательное вступление в гигантскую франшизу. «Железный человек» хорош лаконичностью и остроумием: супергеройская рефлексия здесь повод не для экзистенциальной драмы в темных цветах, а для вечеринки. Этот фильм не стремится казаться больше, чем он есть. Редкое для жанра качество.

2. «Стражи Галактики» (режиссер Джеймс Ганн, 2014)

Оживление уже не в комиксный жанр, а в саму вселенную Marvel, пробившую первую пятилетку, лучше всего удалось привнести «Стражам галактики» (именно здесь, например, пока шире всего засветился самый главный босс будущих сиквелов «Мстителей» Танос). Джеймс Ганн снял комикс для тех, кто не любит комиксы, — ностальгическую голографическую открытку из телевизионной фантастики 1970-х. Ганн, кажется, понимает аудиторию Marvel даже лучше, чем Джосс Уидон: он куда сильнее полагается на юмор, понимает, что любимая с детства песня порой действует на зрителя мощнее удачной драки, резче переключается между экшеном и мелодрамой и, что, наверное, важнее всего, не затягивает ни с развитием, ни с развязкой. А мантра «Я есть Грут» вообще на раз делает любую шутку Тони Старка. Серьезное, между прочим, достижение.

1. «Стражи Галактики. Часть 2» (режиссер Джеймс Ганн, 2017)

«Стражи» для Marvel — проект саморазоблачительный. Вроде бы снято и по комиксам, но категорически неизвестным, из семидесятых. А самое главное — почти без вкраплений комиксной вселенной, где Тор, Халк и прочие. Все эти земные проблемы далеко от ситкомовских героев, забавных и уже родных ко второй части. Так почему саморазоблачительный? Да потому что без всей это киновселенской ерунды у Джеймса Ганна получился фильм попросту лучше, чем все остальные. Это простой и искренний фильм, исполненный в стилистике восьмидесятых и прославляющий это десятилетие. При этом такого безраздельного детского веселья и такой же пронзительной светлой грусти в траурном конце нет ни в одном другом проекте Marvel: все они кажутся по сравнению со «Стражами» коммерческими, пластиковыми поделками.