Тайны пяти портретов Рафаэля Санти

Тайны пяти портретов Рафаэля Санти

Сергей Морозов   23 апреля 2019
3 мин
Тайны пяти портретов Рафаэля Санти

Time Out вспоминает самые яркие работы знаменитого Рафаэля.

Мадонна с младенцем

Богоматерь с Иисусом на руках — один из главных живописных сюжетов в истории западного искусства. И Рафаэль в нем необычайно преуспел — его не зря прозвали «мастером Мадонн». Естественно, не обошлась без Богородицы и выставка в ГМИИ. В глубине зала притаились «Мадонна Грандука» (то есть, «великогерцогская мадонна») 1505 года. Написанные на темном фоне фигуры будто светятся изнутри, но излучают не столько радость или спокойствие, сколько тревогу: взгляд Мадонны опущен, а лицо младенца не по-детски сосредоточенно — герои находятся в предчувствии незавидной участи, которая выпала на долю Христу.

Святая Цецилия

Где Мадонна с Иисусом, там и их истовые последователи. Самое крупное полотно на выставке — «Экстаз святой Цецилии». Жившую в III веке Цецилию в Средневековье считали покровительницей музыки — по легенде, она испытала божественный экстаз, играя на органе. Именно этот момент и изобразил Рафаэль: деве больше не нужна мирская музыка (органные трубки отваливаются и разбиваются), когда есть музыка небесная — ангелы поют над ее головой.

Аньоло и Маддалена Дони

В 1506 году Рафаэль написал парный портрет супружеской четы Дони — одного из самых влиятельных семейств Флоренции того времени. Аньоло Дони — богатейший человек, отличавшийся большим умом и художественным вкусом (помимо Рафаэля его заказы выполнял Микеланджело). Оттого лицо его не статично — кажется, что Аньоло вот-вот нахмурит брови в размышлении. Его супруге Маддалене на портрете нет и 16 лет — за внешней статью и богатым нарядом можно разглядеть юношескую робость и неуверенность. Рафаэль выбрал для героини позу, в которой замерла знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи. Но «воздушному» стилю предшественника Рафаэль противопоставляет жизнерадостный контраст ярких, сочных оттенков.

Немая

Героиню этой картины 1507 года итальянцы прозвали «Немой». Личность девушки, как и ее способность к членораздельной речи, нам не известна. Очевидно лишь, что перед нами не просто девушка, а замужняя дама: на ее руке красуются рубиновое и изумрудное кольца — первое было принято дарить на помолвку, второе — на свадьбу. Но молва отчасти права: в отличие от Аньоло Дони лицо девушки совершенно неподвижно. Написана она на темном фоне, краски в сравнении с другими работами Рафаэля приглушены. Это отчасти сближает портрет с северной традицией: голландцы высвечивали лица героев из темноты, что придавало их работам отчетливый психологизм. Того же добивается и Рафаэль. Если долго смотреть на портрет, фигура «немой» как бы выплывает вперед, становится почти трехмерной, предельно человечной.

Автопортрет

Как и многие другие художники, Рафаэль оставил потомкам и собственное изображение. До масштабов Фриды Кало или Ван Гога мастер Возрождения, конечно, не дошел, но «Автопортрет» 1506 года может многое нам рассказать. В наши дни Рафаэль был бы непревзойденным мастером селфи: художник выбрал выигрышный ракурс, подчеркнул собственную молодость и миловидность. Приглушенные цвета и отсутствие мелких деталей не отвлекают нас от героя: перед нами целеустремленный, уверенный в себе, пусть и чуть меланхоличный, человек. Видимо, уже в 23 года художник предугадал свое блестящее будущее.