Ким Кидук, сериальная лихорадка и 100 тысяч рублей за билет – 12 фактов, которые нужно знать о 41-м ММКФ

Ким Кидук, сериальная лихорадка и 100 тысяч рублей за билет – 12 фактов, которые нужно знать о 41-м ММКФ

Вера Аленушкина   19 апреля 2019
7 мин
Ким Кидук, сериальная лихорадка и 100 тысяч рублей за билет – 12 фактов, которые нужно знать о 41-м ММКФ

Вчера в Москве стартовал 41-ый Московский международный кинофестиваль – самый помпезный, самый противоречивый и все-таки самый главный смотр на фестивальной карте России. И пока звезды в вечерних платьях мерзли на красной дорожке, Time Out собирал для вас факты, которые необходимо знать о ММКФ 2019-го года.  

Факт 1

Председателем жюри основного конкурса 41-го Московского Международного фестиваля станет Ким Кидук – известный провокатор и исследователь природы человеческой жестокости. Впервые он оказался на нашем смотре девятнадцать лет назад: в 2000-м его фильм «Реальный вымысел» вошел в конкурсную программу. Один из его фильмов можно будет увидеть на ММКФ и сегодня: его притча «Человек, пространство, время и снова человек» вошла в программу «Мастера». Также в жюри войдут турецкий режиссер и продюсер Семих Капланоглу, итальянская режиссер и продюсер Валия Сантелла, а также российская актриса Ирина Апексимова.  

Ким Кидук 

Факт 2

В рамках ММКФ состоится мировая премьера главного блокбастера года: 23 апреля, на день раньше, чем во всем мире, в Москве покажут «Мстителей: Финал». В связи с этим на фестивале даже появилась специальная программа, посвященная супергероям, которая называется «Эра “Мстителей”»: в ней можно увидеть все предыдущие фильма франшизы. Правда, в последний момент студия испугалась утечки информации и пресс-показы на «Мстителей: Финал» отменила, а единственный публичный сеанс (который как раз и пройдет 23 апреля) объявила закрытым: на него смогут попасть только счастливые обладатели пригласительных. Тем не менее, билеты на это мероприятие уже продаются из-под полы: цены начинаются от ста тысяч рублей за заветный бейдж. Желающие – налетай!  

Факт 3

Эмоциональное и энергетическое ядро каждого фестиваля – это конкурс. Тем не менее ни для кого не секрет, что конкурсные программы ММКФ далеко не так сильны, как бы хотелось: хотя наш смотр и относится к международным фестивалям класса «А», режиссеры уровня Джима Джармуша и Педро Альмодовара предпочитают отдавать свои фильмы в Канны, в Венецию или в Берлин. В этой ситуации отборщикам ММКФ приходится нелегко, зато они получают возможность концентрироваться на открытии новых имен и на продвижении российских фильмов.  

Факт 4

При отсутствии в конкурсе мэтров мирового кинематографа отечественное кино на фестивале получает серьезную фору: на протяжении нескольких лет в основную конкурсную программу попадает три российских фильма, причем как минимум один из них получает серьезный приз. Например, в прошлом году Россия была представлена картинами «Царь-птица» Эдуарда Новикова, «Ню» Ян Гэ и «Спитак» Александра Котта. Втроем они получили главные награды фестиваля: «Золотого Георгия» (Гран-при), «Серебряного Георгия» (специальный приз жюри) и приз за лучшую режиссуру соответственно.

Кадр из фильма «Воскресенье»

В этом году в конкурсе снова участвует три наших фильма: «Воскресенье» Светланы Проскуриной, «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой и «Эпидемия. Вонгозеро» Павла Костомарова. И очень велик шанс, что какой-то из этих проектов обязательно прорвется в призеры. Какой именно? – Делайте свои ставки! 

Факт 5

ММКФ уже давно пристально следит за развитием якутского феномена: их кинематограф – один из самых молодых и активно развивающихся в мире (например, до начала 2000-х в Якутии своего кино практически не снимали, там был только прокат). Тем не менее, якутские фильмы в основной конкурс фестиваля не попадали, хотя отборщики за ними охотились — как объясняют организаторы, это связано прежде всего с тем, что готовые фильмы почти сразу попадают в местные кинотеатры, а для ММКФ важен фактор премьерности. Но в 2018 на фестивале оказалась «Царь-птица» – и победила.

Кадр из фильма «Царь-птица»

В этом году честь якутского кинопрома будет отстаивать картина Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» – и по первым отзывам зрителей, это очень душевное, искреннее и трогательное кино.  

Факт 6

По негласной традиции ММКФ всегда проходил во второй половине июня. В 2018-м, в связи с проведением чемпионата мира по футболу, фестиваль проводился в апреле, и, по мнению организаторов, это пошло смотру на пользу. Например, увеличилась посещаемость: у фильмов ММКФ в прошлом году было более 50 тысяч зрителей. Правда, самих фильмов стало значительно меньше: в этом году их число снова сократилось, на этот раз до трехсот (раньше цифра колебалась в районе четырехсот), и причин для этого несколько. Одна из них в том, что теперь до ММКФ не доезжают фильмы Каннского фестиваля, который проводится после нашего. Также свою роль сыграли трудности в согласовании новых дат с ФИАПФ – международной ассоциацией кинопродюсеров, регулирующих взаимодействие фестивалей с правообладателями.  

Факт 6

Одна из последних тенденций нашего времени – рост сериального контента, который все сильнее влияет на сердца и умы. Поэтому на многих крупных фестивалях уже несколько лет существует программы сериалов, интерес к которым постоянно увеличивается.

Кадр из сериала «Русские горки»

В 2019-м ММКФ решил больше не делать вид, что «сериалы – это не искусство», и открыл сериальную программу «Первая серия». В нее вошли десять проектов, пять из которых – российские. Это детективный нуар «Идентификация» Владлена Санду, «Надежда» Елены Хазановой, «Русские горки» Алеко Цабадце с участием Кирилла Лавроненко, комедия «Толя-робот» Алексея Нужного и «Триггер» Дмитрия Тюрина. Также в программе сериал «Информатор» Джонни Кембелла – обладателя «Эмми» за эпизод сериала «Мир Дикого Запада».  

Факт 8

Фестиваль, который обходится без скандалов – не фестиваль. Случаются они и на ММКФ. Например, в конце марта было объявлено, что фильмом закрытия станет (или может стать) новая картина Павла Лунгина «Братство». Однако фильм вызвал резонанс: те, кто хотел бы видеть войну исключительно в романтическо-патриотических тонах, начали обвинять Лунгина в «клевете и в намеренном искажении фактов», и в результате отборщики заменили «Братство» на документальную картину о Горбачеве, которая, по словам Никиты Михалкова, «вызовет меньше споров». Также автор «Цитадели» и «Солнечного удара» обвинил «Братство» в клишированности и назвал его «довольно средним фильмом», добавив, что фестиваль не посчитал нужным бороться за этот проект.  

Кирилл Пирогов на съемках «Братства»

Факт 9

В этом году секция документального кино получила оскаровский статус: фильмы из этой программы будут отбираться на премию Американской киноакадемии, что, безусловно, повышает интерес к документальному конкурсу как среди зрителей, так и среди режиссеров. Поэтому конкуренция, и без того высокая, в этом секторе фестиваля выросла и будет продолжать расти дальше. Россию же в этом году представит фильм Дарьи Ивановой «Анатолий Крупнов. Он был».  

Факт 10

Как мы уже говорили, внеконкурсные программы ММКФ часто гораздо ярче и интереснее основного конкурса. В них можно (и нужно!) увидеть фильмы, вокруг которых ломались копья на Венецианском и Берлинском смотрах и которые вряд ли когда-то смогут добраться до нашего проката. Таких программ на фестивале несколько. И самые яркие из них это «Эйфория наваждений» Андрея Плахова, «Восемь с половиной фильмов Петра Шепотинника» и «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина.  

Факт 11

Если же говорить о каких-то конкретных рекомендациях, то это «Бог существует, и ее зовут Петрунья» Теоны Стругар-Митевска (некоторые критики уже назвали фильм «манифестом балканского феминизма»), «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези о юных босоногих мафиози, «Я была дома, но» Ангелы Шанелек (приз за лучшую режиссуру на прошедшем берлинском фестивале) и «Произведение без автора» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. 

Кадр из фильма «Я была дома, но»

Факт 12

Отдельная сторона многоликого Московского Международного фестиваля – его ретроспективы. В этот раз среди них подборка фильмов французского режиссера Мишеля Девиля, программа «Одесса кинематографическая», программа венгерского кино, в которой нашлось место и для работы Иштвана Сабо («Пора мечтаний»), и для шедевра Ильдико Эньеди (речь о фильме «Мой XX век»).

Кадр из фильма «Мой XX век»

Также есть неплохая подборка, посвященная современному турецкому кино и итальянским фильмам 60-х-70-х. Ну и про столетие ВГИКа тоже, пожалуйста, не забывайте: картины выпускников этого легендарного вуза можно увидеть в программе «ВГИКу-100. Человек с киноаппаратом».