«В гармонии с наготой»: 5 историй натурщиц

«В гармонии с наготой»: 5 историй натурщиц

Олег Ушаков   7 марта 2019
1 мин

Есть такая работа — быть музой. Девушки, которые позируют художникам, скульпторам и фотографам, постоянно ловят на себе восторженные взгляды, слышат комплименты и видят свой образ в произведениях искусства. Кажется, что их носят на руках с одного подиума на другой. Но есть у этой работы и оборотная сторона: натурщицы подвергаются большому физическому и психологическому давлению, сталкиваются с домогательствами и критикой моралистов, для которых голое тело табуировано. Пять девушек рассказали Time Out о неочевидных плюсах и минусах своей профессии.

\"\"

Кира Кольга

4/5

Несколько лет назад я переехала в Москву и поступила в художественный вуз. Мою жизнь здесь никто не оплачивает. Я учусь на скульптора-монументалиста, учеба очная и очень трудная, поэтому я не могу совмещать ее с восьмичасовым рабочим днем. В один адски трудный момент моей жизни, когда мне нечего было есть, одна знакомая предложила позировать. Таким образом, позирование для меня – это способ выжить и защитить диплом. 

Я рисовала обнаженных людей около 11 лет. Но когда я сама оказалась в этой шкуре, я поняла, насколько это сложно — раздеться перед незнакомым человеком и не двигаться 45 минут. А ведь после такой работы надо еще сохранить силы и бежать на учебу…  

© Художник Вячеслав Короленков

Поначалу я не говорила художникам, что я сама учусь в художественном вузе. Возможно, из-за этого некоторые рисовальщики переходили границы дозволенного. Они, например, могли подскочить к тебе и обнять, хотя это категорически запрещено делать. Затем я стала говорить, что я тоже художник, поэтому — эге-гей, народ! — я знаю, что надо делать и что вы за люди. После этого ко мне перестали клеиться, прекратили мне написывать, стали максимально серьезно ко мне относиться.  

Если ко мне пристают, я обычно все перевожу в шутку или делаю вид, что ничего не понимаю. Иногда я говорю: «Конечно, мне приятно, что вы проявляете симпатию, но прошу впредь этого больше не делать». Я не устраиваю скандалы, не пишу своим подругам и коллегам о том, что этот художник такая скотина. Только один раз написала в чате жалобу на художника, который не оплатил половину суммы, когда не состоялось занятие. У нас есть правило: если модель приезжает, но занятие срывается, то человеку платят половину суммы за потраченное время. Кстати, не так давно этот художник попросил у меня прощения и заплатил долг: совесть человека заела.  

Я рисовала обнаженных людей около 11 лет. Но когда я сама оказалась в этой шкуре, я поняла, насколько это сложно — раздеться перед незнакомым человеком и не двигаться 45 минут. 

Я позировала в половине студий Москвы. Самые неоднозначные чувства у меня возникали, когда я позировала для своих однокурсников и преподавателей. Представляете, ты учишься у него шесть лет, а потом он видит тебя обнаженной? Так неудобно было! Зато во время сеанса я могла задать преподавателю тысячу вопросов об учебе и дипломе, так что это было мне на пользу. И еще мне показалось, что после этого преподаватели стали как будто больше меня уважать. Возможно, такой эффект дала совместная работа.  

Натурщиком может быть любой человек вне зависимости от его внешности. Дело в том, что натура должна быть разной. Мне, например, интересно рисовать разных людей — старых и молодых, толстых и худых, с мышцами и без... Но с годами работы ты начинаешь понимать, какой типаж тебя вдохновляет больше других.  

Главное, чтобы натурщица была пластичной. Если она бревно, то художнику будет не очень интересно с ней работать. Еще натурщица должна быть харизматичной. Должна быть в ней какая-то изюминка, какая-то тайна… Иначе художнику скучно. У нас была одна натурщица, не отличавшаяся особой красотой. Но у нее была такая душа, что мне хотелось ее рисовать. При этом надо понимать, что натурщица не может угодить всем. Один художник, например, может на волне вдохновения написать с меня шедевр за три часа, а другой, которого я не зацепила, сделает какую-нибудь мазню.  

Если я вижу художников с траурными лицами, я стараюсь их расшевелить и раззадорить. Я могу предлагать интересные позы, когда постановка навивает на меня тоску. Между прочим, у модели может упасть давление, если она несколько часов находится в гнетущей атмосфере, где все молчат. Поэтому я стараюсь шутить. Хотя иногда бывают такие сложные позы, что не только шутить, но и думать у тебя получается с трудом.  

Я обратила внимание, что после позирования отношения между людьми становятся более дружескими и уважительными. Иногда люди, с которыми много лет общаешься, открываются для тебя с совершенно новой стороны. Атмосфера студии располагает к неспешному и вдумчивому разговору по душам: задал вопрос, подумал, задал вопрос, подумал… Когда человек занят работой, он дает тебе четкие ответы. Я открываюсь перед человеком, а человек открывается в ответ. Попозируешь человеку, и после этого вы становитесь прямо братанами. А бывает и наоборот: один мальчик мне нравился много лет, а когда я ему попозировала, и мы с ним в спокойной атмосфере поговорили, я поняла, что зря он мне нравился.  

© Художник Александр Стоцкий

Бабушка, мой близкий человек, не знает, что я позирую обнаженной. Однажды она спросила: «Ты позируешь обнаженной?» А я такая: «Не-не, бабушка, не переживай!» У бабушки советское воспитание, она не очень адекватно на такое отреагирует, а мне не хочется ее тревожить.  

Мои друзья из родного города иногда присылают мне мои фотографии. «Кира, мы нашли тебя в картинках в Google!» — докладывают они мне и советуют осторожнее выкладывать фотографии в интернете, но мне плевать. Нагота — это не показатель того, что я за человек. Я всю жизнь занята творчеством, поэтому это для меня абсолютно нормально.  

Кира ВКонтакте