Пока ты спал. Что случилось на 91 церемонии «Оскар»
Кадр из фильма «Зеленая книга»

Сегодня ночью в Голливуде вручили призы Американской киноакадемии. Лучшим фильмом стала «Зеленая книга» Питера Фарелли. Чем еще — помимо отсутствия ведущего — запомнится самая предсказуемая оскаровская церемония, рассказывает Time Out.

Леди Гага не стала лучшей актрисой, зато осталась лучшей певицей 

Поп-звезда претендовала на премию в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Звезда родилась». К счастью, она ее не получила: Леди Гаге очень далеко даже до Дженнифер Лоуренс, не то что до Барбры Стрейзанд. Зато приз за лучшую песню ушел «Shallow», которую написала певица. В общем, все по заслугам. 

«Черная пантера» не стала лучшим фильмом, зато осталась пиром для глаз 

Вокруг «Черной пантеры» было больше всего шума: еще летом прошлого года его называли основным кандидатом на главный «Оскар» и даже собирались ради него вводить номинацию «Лучший популярный фильм». Ничего удивительного: для Америки первый фильм о черном супергерое очень важен, и было далеко не очевидно, что Академия найдет других настолько же значимых номинантов, дабы почтить «цветное кино». Но в шорт-листе в конце концов оказались «Черный клановец» и «Зеленая книга», которые по своим художественным достоинствам, как ни крути, превосходят кинокомикс Райана Куглера. Так что сегодня ночью «Черной пантере» достались призы за работу художника-постановщика и лучшие костюмы — кстати, Рут Картер стала первой женщиной-афроамериканкой, которая получила «Оскар» в этой номинации. Помимо этого, статуэтку за лучший саундтрек отхватил Людвиг Йоррансен, который уже работал с Куглером на «Станции Фрутвейл». Наши искренние поздравления! 

Куарон и Netflix ответили за «высокое искусство» 

С номинацией «Лучший режиссер» дела в этом году обстояли, по нашему мнению, не блестяще: там не было Питера Фарелли («Зеленая книга»). Очевидно, Академия решила немного поиграть в снобизм и не допускать до художественного Олимпа человека, который снял «Тупой и еще тупее».  В результате при всем богатстве выбора «Оскар» за лучшую режиссуру ушел Альфонсо Куарону и его «Роме» —  очень неудачной попытке поиграть в неореализм.  

Многозначительное ничего в черно-белых тонах победило и в номинации «лучший фильм на иностранном языке», обойдя совершенный в своей искренности «Капернаум». Кроме того, «Рома» получила премию за лучшую операторскую работу. Но самое важное тут даже не то, что работа Куарона слабая (такие вещи происходят каждый год на любом фестивале), а то, что «Оскаром» впервые наградила картину, которая никогда не выходила в прокат: «Рому» демонстрировал стриминговый сервис Netflix. Кажется, в Академии что-то подозревают. 

Махершала Али получил второй «Оскар», а Вигго Мортенсена обошел Фредди  

Будем честными: единственным реальным соперником Али в битве за «Лучшую мужскую роль второго плана» был Сэм Рокуэлл, сыгравший Джорджа Буша-младшего во «Власти». Даже Ричард Э. Грант в «Сможете ли вы меня простить?» не был так хорош. Академики приняли предсказуемое и правильное решение. А вот с «Лучшей мужской ролью» все изначально обстояло плохо: Кристиан Бэйл попал туда с очень слабо сыгранной ролью Дика Чейни, Брэдли Купер — что называется, по совокупности заслуг в ремейке «Звезда родилась», зато потрясающую работу Итана Хоука в «Дневнике пастыря» вообще обошли номинацией.  

В этих условиях «Оскара» вполне заслуживал Вигго Мортенсен, который не только набрал вес для «Зеленой книги», но и убедительно сыграл все лучшее и худшее, что уживается в обычном человеке. Вместо этого приз ушел Рами Малеку за перевоплощение во Фредди Меркьюри. Малек очень талантлив — но мы верим, что роль, действительно достойная «Оскара»,  у него еще впереди.  

«Фаворитка» оказалась не в фаворе, а Гленн Клоуз опять не получила «Оскар»

Фильм Йоргоса Лантимоса о королеве Анне и двух ее любовницах получил 10 номинаций — и только один «Оскар», который просто невозможно было не дать: Оливия Колман забрала статуэтку за главную женскую роль. Нам очень жаль, что не случилось чисто голливудского сюжета с Мелиссой Маккартни, которая после десятков комедийных ролей могла бы получить премию за драму «Сможете ли вы меня простить?» — но мы склоняем голову перед справедливостью решения.  Еще мы искренне сожалеем  о Гленн Клоуз, которая уже в седьмой раз получила номинацию, но не «Оскар», хотя ее работа в «Жене» была безупречна. Печальнее этого только то, что Лантимосу не досталось премии за лучшую режиссуру. И отсутствие награды у сценаристов «Фаворитки», кстати, тоже настроения не улучшает.

Академики не смогли выбрать между Рейчел Вайс и Эммой Стоун

«Лучшая женская роль второго плана» была для «Фаворитки» почти беспроигрышной номинацией. Ее получили сразу две актрисы фильма: Рейчел Вайс (герцогиня Мальборо) и Эмма Стоун (Абигейл). Выбор чудовищно сложный — и в результате статуэтку вручили Реджине Кинг за роль решительной Шарон Риверс в картине «Если Бил-стрит могла бы заговорить».  Что ж, образы сильных женщин побеждают, и это хорошо.  

Sony в кои-то веки побил диснеевский Pixar  

Disney поставлял нам идеальные мультики много лет, но лучшее, что мы видели в этом году – «Человек-Паук: Через вселенные». Мы уже писали, что это фантастический трибьют всем фанатам комиксов и вселенной Marvel, а также Стэну Ли, которому, как мы надеемся, сейчас весело и здорово в любом из придуманных им миров. Пусть они станут его Вальгаллой, пока мы пируем, отмечая заслуженную победу студии Sony! 

Список номинантов и победителей премии «Оскар» в 2019 году 

Лучшая мужская роль 

Претенденты: Рами Малек («Богемская рапсодия»), Кристиан Бэйл («Власть»), Вигго Мортенсен («Зеленая книга»), Брэдли Купер («Звезда родилась»), Уиллем Дефо («Ван Гог. На пороге вечности»). 

Победитель: Рами Малек («Богемская рапсодия»

Лучшая женская роль 

Претендентки: Гленн Клоуз («Жена»), Леди Гага («Звезда родилась»), Оливия Колман («Фаворитка»), Мелисса Маккарти («Сможете ли вы меня простить?»), Ялица Апарисио («Рома»). 

Победительница: Оливия Колман («Фаворитка»

Лучшая мужская роль второго плана 

Претенденты: Махершала Али («Зеленая книга»), Сэм Эллиот («Звезда родилась»),  Ричард Э. Грант («Сможете ли вы меня простить?»), Сэм Рокуэлл («Власть»), Адам Драйвер («Черный клановец»). 

Победитель: Махершала Али («Зеленая книга»

Лучшая женская роль второго плана

Претендентки: Эми Адамс («Власть»), Рэйчел Вайс («Фаворитка»), Эмма Стоун («Фаворитка»), Реджина Кинг («Если Бил-стрит могла бы заговорить»), Марина Де Тавира («Рома»

Победительница: Реджина Кинг («Если бы Бил-стрит могла заговорить»)

Лучший анимационный фильм 

Претенденты: «Остров собак», «Суперсемейка 2», «Ральф против интернета», «Человек-Паук: Через вселенные», «Мирай из будущего»

Победитель: «Человек-Паук: Через вселенные» 

Лучший оригинальный сценарий 

Претенденты: «Дневник пастыря», «Зеленая книга», «Рома», «Фаворитка», «Власть» 

Победитель: «Зеленая книга»

Лучший адаптированный сценарий 

Претенденты: «Звезда родилась», «Черный клановец», «Сможете ли вы меня простить?», «Если бы Бил-стрит могла заговорить», «Баллада Бастера Скраггса» 

Победитель: «Черный клановец» 

Лучший фильм на иностранном языке 

Претенденты: «Рома», (Мексика, США), режиссер Альфонсо Куарон, «Холодная война» (Польша), режиссер Павел Павликовский; «Магазинные воришки» (Япония), режиссер Хирокадзу Корээда; «Капернаум» (Ливан), режиссер Надин Лабаки; «Работа без авторства» (Германия), режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк 

Победитель:  «Рома», (Мексика, США), режиссер Альфонсо Куарон. 

Лучшая операторская работа

Претенденты: «Фаворитка», «Звезда родилась», «Работа без авторства», «Холодная война», «Рома»

Победитель: «Рома»

Лучший режиссер 

Претенденты: Альфонсо Куарон («Рома»), Адам МакКей («Власть»), Спайк Ли («Черный клановец»), Павел Павликовский («Холодная война»), Йоргос Лантимос («Фаворитка»

Победитель: Альфонсо Куарон («Рома»

Лучший фильм 

Претенденты: «Зеленая книга», «Рома», «Звезда родилась», «Фаворитка», «Черный клановец», «Черная Пантера», «Власть», «Богемская рапсодия»

Победитель: «Зеленая книга»