Девочка, живущая в камине, отец, который заставляет сына-инвалида ползти домой через лес, и корни Русского мира: корреспондент Time Out подготовил обзор фильмов по результатам первых двух дней фестиваля «Кинотавр» — от худшего к лучшему. В процессе написания ни один режиссер не пострадал.
Previous

«Временные трудности». Обыкновенный фашизм

1/5

Реж. Михаил Расходников.

Саше Королеву не повезло трижды: он родился в семье простого работяги, в 80-е годы, с ДЦП. Отец (Иван Охлобыстин) категорически отказывается признать, что его ребенок инвалид. Под девизом «все это временные трудности» он начинает воспитывать сына как здорового: заставляет завязывать шнурки, ходить по лестницам, выносить мусор — а когда ребенок не успевает, вываливает содержимое ведра ему на кровать. Это дает эффект, но в 17 лет у Саши наступает паралич. Тогда отец вывозит его в лес и говорит: «До дома 100 километров. Ползи, сынок». Далее совершается чудесное исцеление с участием топора и медведя. Саша становится лучшим бизнес-консультантом страны и 15 лет не разговаривает с отцом, который за это время стал директором завода — пока их не сводит работа. 

Если вы прочитали синопсис и испытали ужас — поздравляем: вы относитесь к тем людям, которые не понимают жизни во всей ее простоте. Если вы полагаете, что такое кино об инвалидах может спровоцировать общество на проявление жестокости по отношению к ним — вы унижаете общество. Примерно так отвечали создатели фильма на эмоциональные вопросы журналистов и искренне не понимали, за что им должно быть стыдно. Между тем «Временные трудности» балансирует на грани фашизма, а иногда и падает за него. Это очень обыкновенный, обыденный фашизм российской жизни с его незыблемыми принципами: «бьет — значит, любит», «ты не болеешь, ты просто слабо стараешься» и «это всего лишь детские переживания». Друг семьи, сострадавший мальчику, в результате оказывается мерзавцем. Отец, который ни разу не сопроводил свои уроки выживания простым «молодец» — благородным непонятным героем. Но проблемы тут нет: не мы такие, жизнь такая.

На этом фоне все остальные промахи картины, начиная с крайне слабого сценария и заканчивая чудовищной игрой Ивана Охлобыстина, не имеют значения. Истинное детище студии Enjoy Movies, произведенное на свет при помощи Фонда кино, со стопроцентной гарантией выйдет в прокат — в стране с разбитым асфальтом и пандусами. В стране социального дарвинизма, которого не стесняются ни модные блогеры, ни представители власти, ни «простые люди». В стране, где ни врачи, ни полиция не могут отличить аутиста от наркомана, а режиссеры воспевают насилие как разновидность истинной любви.

Продюсер Георгий Малков особенно упирает на то, что история основана на реальных событиях — и хотя прототип Саши Королева с огромным трудом вспоминает свое детство, он весьма и весьма успешен, а значит, все в порядке. Было бессмысленно спрашивать, знает ли человек с высшим образованием о тесной связи между неврозом и успехом. Но интересно, когда кинопроизводство в России дорастет до той истины, что жестокость — противоположность любви, а не ее неловкое проявление. 

Next