Кластер от FlaconX в Измайлово: что новое пространство изменит в жизни города?

Кластер от FlaconX в Измайлово: что новое пространство изменит в жизни города?

Илья Панин   16 мая 2018
4 мин
Кластер от FlaconX в Измайлово: что новое пространство изменит в жизни города?

Подразделение дизайн-завода «Флакон» FlaconX специализируется на создании «креативных кластеров» по франшизе. В Москве они уже сделали помимо «Корабль Брюсов» и «Хлебозавод», на Розе Хутор — Flacon1170, в Челябинске — Svoboda-2. В январе 2018-го эта же команда открыла «творческий квартал» Vernissage. О том, что там происходит, как новое пространство меняет жизнь города и почему ревитализация старых заводов и рынков захватит мир — в беседе Time Out с Химом Абдурахмановым, директором по развитию FlaconX.

Что было на месте Vernissage и что стало

Было. 

Эти помещения изначально были складами «Вернисажа» и Черкизовского рынка: на первых этажах шла торговля, на вторых — обслуживался рынок, здесь находились и промышленная кухня, и бани, и стрип-клуб. Потом Черкизон закрыли и все здания-новоделы, которые построили в начале двутысячных вместе со здешним лубочным кремлем, оказались брошенными. 

Мы взяли для переделки эту часть территории, потому что она была самой неликвидной. До того, как сюда пришел FlaconX , выглядело это довольно дико: ворота разных размеров, разные крыши, все покрашено в разные цвета. Теперь пространство кажется целостным.

Стало.

У многих арендаторов, приходящих на Vernissage, бизнес впервые. Если в тех же торговых центрах между участниками конкуренция, то здесь у нас скорее коммьюнити предпринимателей, коллаборации, новые посылы к преобразованию мест и пространств. Это место свободы, где можно не просто арендовать шоу-рум, а находиться в комфортных условиях, среди людей, разделяющих твои ценности, готовых  поддержать и открытых к сотрудничеству. 

Со старого «Вернисажа» и рынка на нас поглядывают как на фриков, для них мы вообще с другой планеты.

Почему это востребовано в Москве?

Потребность в таких пространствах есть, потому что они — новая альтернатива торговым центрам. Сейчас все меньше людей хотят закупаться в масс-маркетах и есть фаст-фуд. Появляется запрос на впечатление от всего, что ты получаешь, начиная от одежды, заканчивая едой и другими услугами.

Было.

Вот эта простенькая ситуация —  идешь вдоль рядов и шоу-румов и делаешь  импульсивную покупку —  все меньше имеет право на жизнь. Люди уходят от массового потребления к более осознанному, личному. Потом: это история про создание новой комфортной среды. Где ты найдешь креативный кластер на берегу пруда, с эксплуатируемой крышей и такой архитектурой? А в Vernissage да, если подняться на крыши и галерею, то с них виден пруд. 

Стало.

Сейчас у пространства уже более 30 резидентов: бары, шоурумы, кафе, мастерские, барбершопы, отель «Шкатулка», посольства народных промыслов. Есть крайне любопытные проекты: известная «Свалка», My Botanica (предметы интерьера и картины с растениями), 5 o’coat (пошив пальто и жакетов), Ayudag (мебель и предметы декора), Beauty beton (украшения из бетона и драгметалла). Это все интересно, необычно; арендаторы таких пространств продают не столько вещи, сколько эмоции.

«Потребность в таких пространствах есть, потому что они — новая альтернатива торговым центрам. Сейчас все меньше людей хотят закупаться в масс-маркетах и есть фаст-фуд».

Вот пример: 28 мая пройдет «Генеральная репетиция свадьбы» совместно с нашими резидентами workplace fashion. Сюда можно будет прийти и пожениться на сутки:  через специальное приложение выбираешь, кто тебе интересен, приходишь сюда и регистрируешь этот брак. И все это с сопутствующими услугами: кортежи, кейтеринг, платья и т. д.

Почему то, что делает FlaconX, интересно бизнесу?

Понимаете, было несколько кризисов: сначала в 2008 году, потом в 2014-2015. А объем инвестиций на строительство торгового центра и обновления таких зданий несопоставим. Например, в Vernissage все инвестиции составили 18 млн рублей — это вообще ничего, просто минимум. Рынок берет курс на инвестирование в подобные места, потому что одно никогда не похоже на другое за счет уникальности исходной архитектуры, предыстории. Мы в месяц получаем по 200-300 заявок на исследование и ревитализацию. Оцениваем, принимаем решение: может, вообще не трогать здание, может быть, снести или использовать модель преображения старых зданий и создания из них территорий с новым наполнением, смыслами, тем самым привлекая новую аудиторию…

Было.

Основные сложности с преобразованием пространства — согласование с властями и собственниками. Для собственников тяжело, когда к ним приходят и говорят, что они всю жизнь делали что-то не так, и надо по-другому. Возникает много вопросов, но доверие появляется, когда пространства начинают зарабатывать деньги. Мы, конечно, веселимся, у нас много интересного, но мы не занимаемся благотворительностью — все про бизнес. Мы про то, как заработать на заброшенном здании, как сделать так, чтобы не нужно было инвестировать кучу денег под снос или в новое строительство, как сделать из старого здания ликвидную площадь, которая будет приносить деньги при минимальных затратах.

Стало.