Кладбища Москвы: зачем и ради кого туда ходить, если вы еще живы

Кладбища Москвы: зачем и ради кого туда ходить, если вы еще живы

  22 мая 2017
1 мин

Туристы и горожане приходят на парижское кладбище Пер-Лашез к могилам Марселя Пруста и Джима Моррисона, Миланское Монументальное кладбище считается одной из лучших экспозиций архитектурной мысли, а Лычаковское кладбище во Львове включено во все путеводители по городу. Time Out обратился к очень внутреннему туризму и рассказывает о московских кладбищах, на которых стоит побывать хотя бы однажды еще при жизни.

\"\"

Введенское кладбище

3/5

Некрополь находится в районе Лефортова и также известен как «Немецкое кладбище», так что нет ничего удивительного в том, что выглядит оно самым «европейским» и «готичным». На деле, внимания здесь заслуживает едва ли не каждая вторая могила, однако самое сильное впечатление оставляет, пожалуй, огромное мрачное надгробие Георга Лиона и Александры Рожновой с копией картины «Остров мертвых» швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина.

История: Еще одно кладбище чумного периода. Как и Ваганьковское, основано в 1770-х годах. «Немецким» оно называется из-за того, что стало первым кладбищем, на котором указом Екатерины II было разрешено хоронить иноверцев (преимущественно лютеран, католиков и англиканцев). Именно на Введенском можно найти братскую могилу солдат наполеоновской армии, погибших при осаде Москвы в 1812 году, немцев – жертв Первой мировой войны и французских летчиков времен Второй мировой. С 1920-х годов здесь также начали хоронить многих представителей русского православного духовенства.

Знаменитости: Михаил Пришвин, Рина Зеленая, Люсьена Овчинникова, Михаил Козаков, художник и архитектор Виктор Васнецов, композитор Эдуард Колмановский, мануфактурщик, «отец русского ситца» Людвиг Кнопп, российский архитектор и гравер итальянского происхождения Франческо Кампорези, доктор Федор Петрович Гааз.

Случаи из жизни и смерти: Юные православные девушки приходят сюда, чтобы посетить могилу-часовенку схиархимандрита Зосимы-Захарии, которая находится недалеко от главного входа Введенского (он был последним монахом, покинувшим Троице-Сергиеву Лавру, когда ее закрыла советская власть). Здесь, по преданию, можно попросить помощи в выборе спутника жизни: если «судьба», то все у пары в скором времени сложится, а если нет — то расставание будет безболезненным и быстрым. Правда, многие не в курсе, как именно выглядит неприметная часовенка над могилой и идут просить помощи у более заметного сооружения - склепа семьи Эрлангеров. Его белоснежные стены постоянно перекрашивают, потому что страждущие пишут на них свои послания. Никакой «сверхъестественной» силы это место не имеет, но внимания оно точно заслуживает: усыпальница была построена по проекту архитектора Федора Шехтеля (того самого, которого стоит благодарить за проект Ярославского вокзала и «особняка Маргариты» близ Патриарших), и внутри можно увидеть прекрасную фреску, выполненную художником Петровом-Водкиным. Введенское — кажется, лидер по количеству окружающих его баек среди всех московских кладбищ. Например, считается, что под кладбищенским холмом находится целый город из подземных лабиринтов и катакомб, и вход в него кроется в одном из старинных склепов (правда, никто не знает, в каком именно).