Человек в каске: за что москвичи любят и ненавидят мэра Собянина

Человек в каске: за что москвичи любят и ненавидят мэра Собянина

Алиса По   19 мая 2017
5 мин
Человек в каске: за что москвичи любят и ненавидят мэра Собянина

Москвичи много раз обижались на мэра Сергея Собянина, но этой весной — из-за программы по сносу пятиэтажек под кодовым словом «Реновация» — недовольство им, кажется, превысило критическую отметку. Time Out с холодным умом и чистым сердцем вспоминает главные достижения и антидостижения мэра, и пытается разобраться, чем Собянин не угодил нам, а какие заслуги перед городом за ним все-таки придется признать.

 


Хороший Собянин

Плохой Собянин

 

Пешеходные улицы Одно из самых заметных изменений в Москве за последние годы — это преображение улиц в центре города. Некоторые (тот же Кузнецкий мост) сделали полностью пешеходными, где-то расширили тротуар, высадили деревья, поставили лавочки и фонари в едином стиле. Москва стала больше похожа на город, в котором можно гулять.

Обновление парков Еще пять лет назад предложение прогуляться на выходных в парке можно было услышать только от случайного знакомого, смахивающего на маньяка. Сейчас же — это нормальная практика. Реконструкция парков началась с Парка Горького и Сергея Капкова, который стал его директором. И очень быстро преображение захватило все зоны отдыха не только в центре города, но и на его окраинах. Тут тебе пинг-понг, моднейший летний кинотеатр по проекту Wowhaus, беговые клубы, музыкальные фестивали – словом, московские парки не просто ожили, а стали главным местом силы в городе.

Развитие общественного транспорта Последние 10 лет Москва упорно двигалась к транспортному коллапсу: число личных авто, как и в любом мегаполисе, неумолимо растет, город погружается в постоянные пробки. Собянин в компании вице-мэра по вопросам транспорта Максимом Ликсутовым начал предпринимать активные меры для того, чтобы этого не произошло. Как и на западе, москвичам предлагают отказаться от личного транспорта в пользу общественного. Чтобы альтернатива была достойной, власти начали активно улучшать автобусы, троллейбусы и метро. Парк наземного транспорта постоянно обновляется, маршруты корректируются с учетом потребности горожан, а в метро вовсю работает Wi-Fi. Изменения коснулись даже такси — теперь по городу колесят только официальные перевозчики, причем с тарифами в несколько раз ниже прежних.

Культурная жизнь Во многом благодаря уже упомянутому выше Капкову в Москве забурлила культурная жизнь. Музеи начали преображаться один за другим: появились электронные билеты, «Гараж» обрел постоянную площадку, москвичи вспомнили о существовании Третьяковки на Крымском валу, появились очереди на выставки. Акция «Ночь в музее» оказалась такой востребованной, что обросла тематическими аналогами. Реформы коснулись даже библиотек, а городские праздники полностью потеряли свою лубочность и лайн-ап из звезд 1990-х.

Развитие велодвижения Еще одним важным пунктом развития общественного транспорта стало активное развитие велодвижения. В Москве впервые за всю историю появились велодорожки и самое главное — настоящий городской велопрокат как в Барселоне, Берлине и Амстердаме.

Вечный ремонт Красивые улицы — это, конечно, хорошо, но как достала эта вечная стройка! Уже третье лето центр Москвы становится похожим на место боевых действий. Меняют коммуникации, плитку, а город покрывается пылевым туманом. Если бы это делали один раз и на годы, но плитку меняют буквально каждые месяцы. Самые предприимчивые жители ЦАО теперь вовсе стараются уезжать на все лето подальше от этого ремонта.

Снос исторических зданий  Сначала Сергея Собянина окрестили спасителем старой Москвы и его инициативы в начале мэрского срока действительно были направлены на сохранение исторической застройки и реставрацию памятников архитектуры. Однако достаточно скоро градозащитники схватились за головы: снос (то законный, то незаконный) исторических зданий стал будничным делом. Буквально за пару лет Москва лишилась домов Нирнзее на Садовнической улицы, доходного дома на Тверской, конструктивистского квартала на Погодинской улице, Таганской телефонной станции на Покровском бульваре и последних домов Зарядья. Не помогли ни петиции, ни митинги, ни поддержка местных депутатов.

 

Установка Владимира и других убогих памятников Вообще установка памятника Владимиру — решение не собянинское, но он как мэр обязан был повлиять. Сначала исполинскую скульптуру по инициативе российского военно-патриотического общества хотели поставить на Воробьевых горах, но в последний момент одумались и прислушались к тревогам геологов – склоны не выдержат. Однако ничего не смогло спасти от Владимира Боровицкую площадь. Массивная скульптура внесла свои коррективы в исторический вид на Кремль и на Дом Баженова. Что еще печальней — теперь в Москве появляются новые памятники каждые несколько месяцев, а их художественные свойства очень на любителя. Взять к примеру, Майю Плисецкую на Большой Дмитровке.

Постоянный фестиваль варенья Центр Москвы захватили постоянные фестивали: торговые палатки и аляпистое украшение не покидает пешеходные улицы практически круглый год. Фестиваль варенья, Пасхальный фестиваль, Путешествие в Рождество, Московские сезоны — жизнь в городе превратилась в настоящий праздник. Только он уже надоел, а за цветами, гирляндами и торговыми шале совсем не видно настоящий город. Добавим к этому хотя бы примерную стоимость организации этих мэрских вудстоков и получим раздражение всех, кто приезжает в Москву не только, чтобы пофотографироваться.

Закрытость Сергей Собянин — личность публичная, но застегнутая на все пуговицы. Это не Борис Джонсон, который любил прикатывать на работу в лондонскую мэрию на велосипеде, это чиновник в самом плохом понимании этого слова — с охраной и абсолютным нежеланием отвечать на вопросы простых граждан.