Кошачий зад и туалетные ершики: следуем по «Шершавому маршруту» в МАММ

В Мультимедиа Арт Музее до 22 января проходит выставка самого веселого российского арт-дуэта ЕлиКука. Олег Елисеев и Евгений Куковеров проложили в музейных залах «Шершавый маршрут». Time Out проследовал по нему и почувствовал себя Алисой в Стране Чудес, только вместо Чеширского Кота нас ждал застрявший в раме кошачий зад.

Чтобы ступить на «Шершавый маршрут», нужно пройти мимо главной лестницы и нырнуть в не самый приметный проход — уже там нас терпеливо дожидается исполинский придверный коврик, правда, не на полу, а на стене — искусство все-таки. Мы оказываемся в импровизированной квартире: белые музейные стены скрыты под узором обоев, то тут, то там притаились предметы декора и быта. Но какие-то странные: из картинной рамы торчит филейная часть упитанного кота, в скромной вазе на тумбочке вместо цветов — ершики для унитаза, под потолком поникла серебристая вентилляционная труба, к которой забыли подключить кухонную вытяжку.

Никаких табличек с умными экспликациями нет — потому что все и так понятно: искусство ЕлиКука нагло прописалось в музее и обустроило себе жилище из всем знакомых бытовых стереотипов. Не удивительно, что «Тайной вечерей» выставки стала ковровая дорожка — совсем не каннская, а та, что возлежит в коридорах тысяч квартир. Все мы такую пылесосили. Занимая целую стену, она струится по ней волнами, а заканчивается другим атрибутом отечественного благополучия — ломтиком колбасы.

Проследовав дальше, мы попадаем в жизнерадостный пейзаж: стены становятся ярко-синим небом, пол — вечнозеленой травой, вместо цветов снова усеянной щетинистыми ершиками. Помните дешевые китайские картины, призванные раскрасить быт яркими, хоть и дешевыми красками? На таких штамповали то водопады, то задорно выпрыгивающих из воды дельфинов, то просто жизнерадостные виды. Так вот, мы оказались в одном из них. Сбежать отсюда можно только одним способом — через промежность, над которой нескромно задрали юбку. 

Совершив «проникновение» и спустившись вниз по лестнице, мы понимаем: искусство хочет не только тихо и мирно жить, прикинувшись чем-то знакомым и болезненно уютным, но и требует внимания и заботы. В одном из углов притаилась мягконабивная куча, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся огромным котом. Рядом с ним — столб с бесстыже разодранным ковриком, поэтому сомнений в том, что кот с резиновой перчаткой вместо носа — живой, не остается. Его хочется погладить и потискать. Что мы и сделали — можно, смотрители не против. Не зря ЕлиКука — известные мастера интерактива.

Пройдя мимо вереницы летающих резиновых тапок, мы встречаем другой почти живой объект — кресло. Мягкое, с непонятным рисунком — очень знакомое. Бедняжка сидит на цепи — тоже в плену стереотипов? Время от времени оно начинает отчаянно вибрировать и шуметь. И звук этот напоминает один из самых страшных кошмаров населения — вечный и неизменный, как течение времени, соседкий ремонт.

Наконец, последняя остановка «Шершавого маршрута» — комната с ящиками. Каждый из них украшен надписью: «Импрессионизм», «Дебилизм», «Домик для хомяка». И отверстием для руки. Что же мы в них найдем? Маленький спойлер: в «импрессионизме» вас ждет что-то мелкое, круглое, склизкое, а в «дебилизме» — уже знакомый всем ершик. Оказывается, искусство, все это время притворявшееся таким же понятным, как потертый линолеум в коридоре, хочет оставаться загадочным. До некоторой степени. Опуская руку в очередной из ящиков, побаиваешься: а вдруг укусит?

Мультимедиа Арт Музей Москвы, Остоженка, 16.
До 22 января.