Москва
Москва
Петербург
Наследник авангарда Яков Халип

Наследник авангарда Яков Халип

Выставка классика советской фотографии открылась в Москве.

12 лет Центр фотографии имени братьев Люмьер и наследники работали с архивом классика советской фотографии Якова Николаевича Халипа, накопившемся за более чем 50 лет съёмок. С 2004 года была проделано огромное исследование: работы были отсканированы, атрибутированы, разобраны по темам и годам. В коллекциях и собраниях за рубежом были найдены редкие довоенные винтажные отпечатки. Наконец, результат этой кропотливой работы может быть представлен публике — в ретроспективной выставке “Покорение. Наследник авангарда Яков Халип” и одноименной книге.

 

Экспозиция и книга построены вокруг пяти ключевых вех: съемок 20-х-30-х годов на киностудиях, опытов фотоавангарда 30х, серии спасения папанинской экспедиции из Арктики (1938), военных фоторепортажей, а также — оттепельных съемок для ведущих журналов страны (1950-1970е).

 

Взяв в 16 лет в руки отцовский Kodak, Халип не расстанется с фотографией до конца жизни. После кинотехникума Государственной академии художественных наук, Яков становится ассистентом оператора и фотографа на киностудиях. Его учителя и коллеги по съемочной площадке — режиссер Борис Барнет, оператор Борис Францинссон, Николай Охлопков и Сергей Эйзенштейн. Кадры Халипа со съёмочных площадок участвуют в первой серьезной фотовыставке страны — “Советская фотография за 10 лет”.

 

Работе в кино Яков обязан знакомству с Александром Родченко. Он стал его учеником, “наследником авангарда”, работал по заданиям, пробуя новые и новые приёмы. “Родченко предостергал Халипа от излишней эстетизации и призывал находить “красивое в простом”**. При участии Александра Михайловича появился знаменитый снимок “В дозоре” (1936 год). Шла работа над альбомом “Красная армия”, для которого понадобился заключительный и убедительный снимок, рассказывающий о флоте. “Композиция фотографии, составленная из ряда круглых форм, была задана наброском Александра Родченко”**, а затем — срежиссирована Халипом во время съемки моряков Балтийского флота. (**из статьи Александра Лаврентьева к книге “Покорение. Наследник авангарда Яков Халип”)

 

 

Яков Халип. В дозоре. 1936 год. Фото предоставлено Центром фотографии имени братьев Люмьер

 

В 1938 году Халипа, уже опытного автора, сотрудничающего со многими советскими изданиями, отправляют в ответственную командировку. Он становится одним из членов экипажа ледокола «Таймыр», который спасал героических папанинцев — дрейфующую на льдине исследовательскую станцию "Северный полюс-1". Фоторепортаж Якова облетел тогда все газеты и журналы не только страны, но и мира. Фотография “Снятие героической четверки папанинцев с дрейфующей станции "Северный полюс" стала символом героизма и стойкости. Её знал каждый советский школьник.

 

Затем была война… Всю Великую Отечественную Халип прошел с фотоаппаратом и плечом к плечу с писателем Константином Симоновым. “...Халип выглядел достаточно странно. Пилотка, которую он несколько раз ронял то в проявитель, то в закрепитель, была покрыта тигровыми пятнами, а кроме того, в спешке надета звездой назад. Он шел к самолету, прижимая к груди огромный ком старых газет…” — писал Симонов в “Разных днях войны” о своем напарнике и друге. В огромный ком были завернуты проявленные и непроявленные пленки. Война и дружба с Константином Симоновым — отдельная страница в жизни Якова Николаевича.

 

Оттепель дарит творчеству фотографа второе дыхание. Все фирменные приемы раннего Халипа – налицо. Он вновь возвращается к «грамматике» конструктивистов, но только тогда, когда она ему кажется необходимой. Так, например, фотография, сделанная во время поездки в Швецию, явный оммаж снимкам Родченко 1920-х.

 

Творческий путь фотографа Якова Халипа охватывает практически всю историю советской фотографии. Снимать он начал в авангардные 1920-е, поздние его работы относятся к 1970м. В зеркале судьбы одного фотографа — весь путь советского фотоискусства.

 

Выставка «Покорение. Наследник авангарда Яков Халип» продлится до 11 декабря 2016 года в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Выставка организована совместно с компанией «Газпром нефть» - программа «Время Арктики»

 

Подробности на сайте: http://lumiere.ru/exhibitions/id-203/  

 

* На фото съёмочная группа фильма "Железная бригада", 1930г. В центре - Нато Вачнадзе. Предоставлено Центром фотографии имени братьев Люмьер.​

 

На правах рекламы.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация