лучшие документальные фильмы

25 лучших документальных фильмов всех времен

Дэвид Фиэр, Кит Улич, Джошуа Роткопф   31 октября 2016
1 мин

На этой неделе в прокат выходит документальная лента «Роналду против Месси» — исследование двух противоборствующих фанатских лагерей в мире футбола. Режиссер картины Тара Пирниа специализируется на «звездных» историях: она раскрывала секрет воздействия на людей Джастин Бибер, леди Гаги, Эми Уайнхаус и даже принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Такова магия документального кино – рассказывать о реальности, которая порой интереснее любых блокбастеров. Time Out вспомнил главные шедевры в истории документалистики.

\"\"

15. «Крамб» (Crumb), 1994, режиссер Терри Цвигофф

3/5

Портрет великого художника комиксов и одновременно слепок состояния Америки 1990-х. 

В этом единственном в своем роде фильме-портрете Терри Цвигофф заставляет нас с головой нырнуть в частную жизнь звезды андерграундного комикса Роберта Крамба. Крамб, хотя и известен сладострастными образами пышных женщин, выглядит на экране образцом нормальности – особенно на фоне собственных проблемных братьев Макса и Чарльза. Но фильм Цвигоффа никогда не смотрит на художника и его родных свысока – это дисфункциональная семья, в которой каждый из нас может легко узнать собственную.

14. «Сердца и мысли» (Hearts and Minds), 1974, режиссер Питер Дэвис

Документальный эпос о провале Вьетнамской кампании.

Наивно думать, что любое кино может остановить войну, но если и был фильм, который решительно предугадал и проклял ее исход, то это могучая, безжалостная лента Питера Дэвиса о Вьетнаме. У нас на глазах бесполезный американский генерал разрывает в клочья собственный авторитет («Восточные народы не ценят человеческую жизнь так же, как люди с Запада»), и мы видим, как, войдя во Вьетнам, Америка сама выкопала себе могилу.

13. «Триумф воли» (Triumph des Willens), 1935, режиссер Лени Рифеншталь

Жуткий шедевр нацистской пропаганды – и ее саморазоблачение. 

Документалист всегда так или иначе преобразует реальность – даже самый осторожный и нейтральный режиссер все равно выбирает, что именно попадет в кадр. И получается величайший образец пропаганды, который напоминает нам не только об ужасах фашизма, но и о страшной силе искусства. Лени Рифеншталь так никогда и не смогла выйти из тени своего жуткого киногимна нюрнбергскому шествию.

12. «Человек гризли» (Grizzly Man), 2005, режиссер Вернер Херцог

Вернер Херцог об одном из самых больших чудаков ХХI века.

13 лет подряд Тимоти Тредвелл снимал свои восторженные встречи с медведями в диких лесах Аляски – пока один из них не убил его и его подружку в 2003 году. Это действительно была одна из самых бессмысленных смертей – и самых абсурдных одержимостей зверьми. Вернер Херцог захватывающе складывает кадры (снятые и самим Тредвеллом, и посмертные свидетельства) в историю, которая становится гипнотическим, неожиданно проникновенным криком во тьме жизни.

11. «Коммивояжер» (Salesman), 1968, режиссеры Альберт Мэйзелс, Дэвид Мэйзелс, Шарлотта Зверин

Профессия – коммивояжер: все, что вы хотели знать.

Следуя за четырьмя коммивояжерами, которые продают экземпляры Библии хмурому рабочему люду, братья Мэйзелс сняли безрадостный слепок американской мечты по состоянию на конец 1960-х. Ни один другой фильм так хорошо не показывал рутинный труд и отчаяние мужчин, которые живут одним днем, от доллара к доллару, от двери к двери.