5 новых театральных площадок Москвы

Квартирный вопрос всегда мучил москвичей, в особенном дефиците были театральные площадки. Тем радостнее, что в этом сезоне появилось сразу несколько новых сцен, где можно будет реализовывать самые смелые художественные проекты. 

Сцена на Сухаревской театра п/р Олега Табакова

Долгожданное открытие новой сцены «Табакерки», безусловно, главное новоселье этой осени. Хотя бы потому, что театр ждал его почти 20 лет. Решение о строительстве новой площадки было принято еще в 1997 году, к десятилетию официального признания студии Табакова государственным театром, а реализовалось оно только к его 30-летию. Но зато теперь в распоряжении коллектива – суперсовременное здание, оснащенное по последнему слову техники: зал на 400 мест, где часть кресел может убираться под сцену, увеличивая ее длину, подъемные механизмы в количестве 12-ти штук, поворотный круг, система виртуальной акустики, дающая эффект присутствия, новейшее световое оборудование и электронная система управления. 

Теперь вопрос в том, как театр распорядится этим богатством. В этом сезоне обещают адаптировать для новой сцены пять спектаклей репертуара и выпустить еще четыре премьеры. Первой на нее вышла возобновленная «Матросская тишина» – легендарная постановка Олега Табакова по пьесе Александра Галича, прогремевшая на весь мир в 90-е годы. Роли, которые когда-то исполняли Владимир Машков, Евгений Миронов и Сергей Безруков, теперь доверили молодежи «Табакерки», а главную роль играет сын худрука Павел Табаков. А уже совсем скоро, 29 октября, сцену на Сухаревской опробует «Чайка» Константина Богомолова. Состав все тот же: Марина Зудина, Светлана Колпакова, Олег Табаков, Игорь Миркурбанов, Роза Хайруллина и другие.  

Малая сцена «Электротеатра Станиславский»

Новая команда «Электротеатра» под руководством Бориса Юхананова продолжает совершать чудеса. Только недавно мы восхищались по-европейски стильными интерьерами отремонтированного здания Театра Станиславского, а у него уже готова Малая сцена – отдельно стоящая миниатюрная коробочка на 120 мест во внутреннем дворике театра. Сам двор пока в лесах, но уже весной его планируют превратить в площадку для опен-эйров, которая откроется новой оперой Бориса Юхананова.

В будущем весь двор будет опоясан галереей, связывающей основное здание и Малую сцену. Она тоже выстроена по проекту архитектурного бюро Wowhaus (автор проекта — Дарья Мельник). Аскетичное пространство с серыми бетонными стенами, теплыми деревянными полами и лестницами Борис Юхананов назвал «нашим внутренним Нью-Йорком». Небольшое фойе кажется просторней благодаря стеклянной стене в два этажа, а зал-трансформер оснащен хитрой системой креплений, позволяющий монтировать декорации и приборы в любой точке. К слову, строилась сцена на внебюджетные средства: 100 миллионов рублей выделил постоянный меценат «Электротеатра», владелец компании Yota Сергей Адоньев.

Малая сцена с самого начала была задумана как пространство дебютов, и весь первый сезон на ней будут резвиться выпускники Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова, которые в общей сложности выпустят около 15 премьер. Первой ласточкой стала популярная в советское время пьеса Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева» в постановке бывшего теолога Евгения Беднякова. 

Новое пространство Театра Наций

Театр Наций под руководством Евгения Миронова уже давно вынашивал амбициозные планы по созданию Театрального квартала на Страстном бульваре. Пять лет назад он получил в свое распоряжение полуразрушенный особняк купца Пика на задворках театра, чудом уцелевший после пожара 1812 года, отреставрировал его на собственные средства, сохранив историческую кирпичную кладку, и передал в руки художницы Веры Мартынов, ставшей куратором Нового пространства. Пожалуй, ее программа — самое интересное из того, что предлагают зрителям новые площадки. Это будет междисциплинарная зона, состоящая из семи блоков: литература, танец и перформативное искусство, архитектура, музыка, визуальное искусство, кинематограф. 
Открылось Новое пространство целым залпом выставок, инсталляций и перформансов.

На выставке «Таймс-сквер: театр абсурда» зрители могли почувствовать себя в центре Нью-Йорка и посмотреть видеоработы современных художников и артистов, в том числе, Бьорк и Йоко Оно, которые ежедневно крутят на Таймс-сквер наряду с рекламой мюзиклов. Одновременно на Страстном бульваре проходил перформанс «Осторожно, двери» и инсталляция Джастина Бетмана «Декорация на улице», позволяющие случайным прохожим столкнуться с современным искусством. Следующим проектом Нового пространства стала образовательная программа перед премьерой Гжегожа Яжины «Ивонна, принцесса Бургундская». А буквально на днях, 30 октября, состоится перформанс участников лаборатории Клаудии Кастеллуччи – хореографа, изобретателя таинственного языка «Дженералиссимо», сестры и соавтора Ромео Кастеллуччи. Резидентом площадки может стать любой талантливый художник, режиссер, артист или музыкант: организаторы открыты для новых предложений. 

ДК «Трехгорка»

Очень стильный, хорошо оснащенный зал в 10 минутах ходьбы от метро «Улица 1905 года» на территории бывшей Трехгорной мануфактуры уже зарекомендовал себя в прошлом сезоне интересными лекциями по современному театру и фестивалем «Новый театр/Локальный контекст», про который Time Out уже писал. В ближайшее время здесь будет запущена новая программа — откроются творческие лаборатории: лаборатория производственной драмы, аудиовизуального перформанса, кинолаборатория и проч. 

Культурный центр «Хитровка»

Еще одно заброшенное здание в центре старой Москвы в районе Солянки вернулось к жизни благодаря команде культурного центра «Хитровка». В этот мини-холдинг входит театральный центр, афишу которого курирует арт-директор Евгений Худяков, и школа актерского мастерства Smile, которая располагается под этой крышей уже восемь лет и, собственно, финансирует площадку. Стараниями школы полуподвальные помещения с толстыми кирпичными сводами, где когда-то располагались знаменитые ночлежки, описанные Горьким в пьесе «На дне», превратились в лофт с двумя залами, фойе и лекционным пространством. Это тоже мультижанровая площадка, где будут проходить не только спектакли, но и концерты, выставки, кинопоказы и т.д., но акцент тут сделан на истории, городе и его современных жителях. Поэтому на открытии сезона здесь сыграли премьеру Дениса Азарова по мотивам той самой пьесы Горького и сопроводили ее фотовыставкой «На дне Хитровки» и лекцией Инны Натановны Соловьевой, посвященной легендарному спектаклю Художественного театра.   

Вообще, программа лектория не уступает театральной афише. Прикладные знания тут соседствуют с историческими и философскими экскурсами. Специалисты учат зрителей понимать современный танец и слушать оперу, рассказывают об искусстве пиара и тут же — о путешествии Мейерхольда в Грецию или, скажем, об Эросе и Танатосе в европейской культуре. Так что каждый найдет что-то на свой вкус. 

Спецпроект

Загружается, подождите ...