Современные зарубежные мюзиклы

Современные зарубежные мюзиклы — рейтинг Time Out

  16 сентября 2016
10 мин
Современные зарубежные мюзиклы — рейтинг Time Out

Золотой век мюзиклов остался позади, но и сейчас зрители любят этот легкий, театральный и ироничный жанр. Лучшие американские мюзиклы, такие как «Моя прекрасная леди», «Смешная девчонка», «Поющие под дождем», заняли достойное место в списке классики кинематографа. Впрочем, и новый век принес ценителям жанра достойные мюзиклы. Time Out составил свой рейтинг зарубежных фильмов, в которых поют и танцуют.

Мулен Руж (реж. Баз Лурман, США, 2001)

Кристиан, молодой писатель, обладающий волшебным поэтическим даром, бросает вызов своему отцу-буржуа и отправляется в Париж, где попадает на «дно„ богемного общества на Монмартре. В этот мир его вводит пропитанный абсентом художник Тулуз-Лотрек, чья тяжелая творческая жизнь вертится вокруг кабаре «Мулен Руж», мира секса, наркотиков, электричества и шокирующего канкана. Он страстно влюбляется в самую красивую куртизанку Парижа и звезду «Мулен Ружа» Сатин, которую называли «сверкающим бриллиантом», однако эта любовь обречена… Искрометное, завораживающее, местами психоделическое шоу, соединяющее в себе эстетику французской богемы конца XIX века и самые популярные мелодии века двадцатого.

 

Чикаго (реж. Роб Маршалл, США, 2002) 

Звездная киноверсия знаменитого, одноименного, бродвейского мюзикла. Чикаго, 1929. Убийство. Страсть. Слава. Секс. И весь этот джаз! Рокси Харт мечтает о песнях и танцах и о том, как сравняться с самой Велмой Келли, примадонной водевиля. И Рокси действительно оказывается с Велмой в одном положении, когда несколько очень неправильных шагов приводят обеих на скамью подсудимых. В угрюмых стенах тюрьмы Рокси встречает легендарного адвоката Билли Флинна, который соглашается взяться за ее дело. Карьера Рокси резко идет вверх. Но хитроумная мисс Келли приготовила всем большой сюрприз «под занавес».

Отверженные (реж. Том Хупер, США, 2012)

Экранизация мюзикла по роману Виктора Гюго с поющими Энн Хэтэуэй, Хью Джекманом и Расселом Кроу — драма человеческих судеб в период Парижского восстания 1832 года. Фильм получил «Золотой глобус» и был номинирован на восемь премий «Оскар».

Призрак оперы (реж. Джоэл Шумахер, Великобритания, 2004)

Двенадцатая по счету экранизация готической новеллы Гастона Леру. Поющий призрак в маске терроризирует труппу оперного театра и учит вокалу сироту Кристину. Пожалуй, самым благодарным занятием для поклонников любого блокбастера является финансовый отчет: людям всегда интересно знать, кто и сколько просадил денег на то, чего в результате на экране не видно. Чтобы не томить читателя, сразу приведем некоторые сведения: в новом Призраке оперы на постройку здания театра Opera Populaire ушло 40 недель, было использовано 73 тонны железа, 15 тысяч литров краски, а доски, понадобившиеся для возведения строительных лесов, сложенные в длину, протянулись бы на 51 милю. Не забудьте про центнеры конфетти, килограммы грима, ярды тюля на платья и тысячи свечей для создания колорита. Ну, и про общую сумму: 40 миллионов американских денежных знаков.

К чести Джоэла Шумахера, снявшего двенадцатую по счету киноверсию новеллы Гастона Леру о душителе, который живет прямо в театре и опекает молодую певицу, в картине каждая секунда экранного времени красноречиво свидетельствует о приличных затратах. Однако в этом вполне традиционном для фильма-ревю излишестве режиссер, как никто до него, приблизился к самой сути того жанра, который дал жизнь готической истории французского автора, а затем и мюзиклу успешного британского маэстро жанра оперы. Редко когда пожалуй, только в Мулен Руже Бэза Лурманна глаз режиссера столь откровенно и беззастенчиво упивался самодовлеющей оперной роскошью, которой сюжет и музыка не указ. Визуальные образы фильма все эти бра, канделябры, рисованные задники, позолоченные кариатиды, розовые лепестки, чей душный запах, кажется, струится с экрана, создают свой параллельный сюжет, никак не связанный с рассказываемой историей, которая, честно говоря, захватывает не слишком, ведь вы ее и без Шумахера знали. Так что на искусственность и картинность Призраку оперы не попеняешь это все равно что обвинить вердиевскую Аиду в том, что в ней слишком много музыки.

Через Вселенную (реж. Джули Тэймор, США, 2007)

Остроумный, политически озабоченный и в меру сентиментальный мюзикл по 32-м песням «битлов». Ливерпульский докер Джуд (Джим Стерджесс), потискав на прощание девчонку и застегнув наглухо бушлат, садится на пароход до Америки — где-то там, в одном из университетских городков, служит истопником его папаша. За океаном Джуд быстро находит новых друзей — раздолбая Макса (Джо Андерсон) и его прекрасную сестру Люси (Эван Рейчел Вуд), у которой только что очень кстати убили во Вьетнаме жениха. Макса выпирают из университета, и вся компания перебирается в Нью-Йорк. На дворе 1968 год, и мир вокруг расширяется с невероятной силой: новые фасоны штанов, новые наркотики, новая политика и новая музыка — разумеется, The Beatles.

Театральный режиссер по основной специальности, постановщица мюзиклов на Бродвее и опер — в оперных театрах, Джули Тэймор наконец-то полностью совместила свой интерес к кино (шесть оскаровских номинаций за «Фриду») с навыком постановки масштабных поп-шоу. «Через Вселенную» — это мюзикл в лучшем виде: не нудная история, прерываемая сеансами караоке, а действительно музыкальное кино, в котором песни не выдрать из сюжета. 32 хита The Beatles, перепетых хриплыми голосами актеров прямо на площадке (у прокатчиков хватило такта не дублировать песни), дают исчерпывающую картину конца 60-х — от ЛСД до секс-революции, от «Strawberry Fields Forever» до «Helter Skelter».

Банальность — не то, чего можно ждать от Тэймор, умудрившейся переделать диснеевского «Короля Льва» в роскошный костюмированный цирк на Бродвее и поставить в кино полузабытого театралами шекспировского «Тита Андроника» во всей его средневековой жестокости и политической некорректности («Титус»). Вот и здесь «I Want to Hold Your Hand» превращается в лесбийскую лирику, а «Come Together» — в марш черных гетто. Дирижирует психоделическим балаганом мистер Кайт, распадается на пять клонов наряженная сексапильной медсестрой Сальма Хайек, взрываются клубничками американские бомбы, полиция обрабатывает дубинками пацифистов, Кен Кизи никак не встретится с Тимоти Лири.

Конечно, это несколько обобщенное и романтизированное воспоминание о «революции цветов» — Тэймор знает те годы только по газетам и подслушанным разговорам встревоженных родителей (герой Джо Андерсона, например, списан с ее старшего брата). Но других у нас нет: как говорится, «если вы помните 1968-й, значит, вас там не было».

Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (реж. Тем Бертон, США, 2007)

Мрачная киносказка Тима Бертона с Джонни Деппом в роли демонического парикмахера Суини Тодда.Мрачным-мрачным вечером, в хмурую лондонскую гавань под грязно-серыми тучами, на скрипучем корабле из тропических колоний прибывает мистер Тодд (Джонни Депп). Это бледный трагический мужчина с горящим взглядом и седой прядью в гриве черных волос. С арией, исполненной презрительной ненависти к городу (дескать, дыра дырой, и живут тут одни подонки), он сходит на берег, к крысам и проституткам. Когда-то он был счастлив здесь, у него были парикмахерская, прелестная жена и малютка-дочь. Но похотливая скотина судья Терпин (Алан Рикман) отнял все. Мужа сослал на каторгу, над красавицей-женой надругался. Несчастная отравилась, не вынеся позора, а сиротку судья забрал к себе с гнусными намерениями — она вот-вот достигнет совершеннолетия и на ней можно будет жениться. Обо всем этом мистеру Тодду расскажет его соседка миссис Ловетт (Хелена Бонэм-Картер), немного страшненькая, но в целом ничего, хозяйка маленькой пекарни, продающая самые паршивые булочки в городе (зато с самыми большими тараканами!). Она же отведет мистера Тодда в его комнату и достанет из тайника в полу старый пыльный футляр, в котором вспыхнут жадным огнем самые острые бритвы самого злого парикмахера в мире.

Дальше будет еще страшнее и смешнее. Раньше мы думали, что Тим Бёртон достиг в своем кладбищенском юморе предела — глубже только ад. Но «Сонная лощина» с «Трупом невесты» смотрят на зловещий декаданс «Суинни Тодда» с восхищением, а Чарльз Диккенс, Джек Потрошитель и Шекспир одобрительно кивают с того света. Гнусные рожи, каннибализм в производственных масштабах, грязь и мерзость, порок и упадок, погода дрянь, паршивая еда, кровь рекой. Редкие улыбки злорадны, и все поют — но никто не танцует. И никакого режиссерского самоповтора и игривого, простите, постмодернизма — только взрослая мизантропическая ирония! Все сокрушительно серьезно, как у Бастера Китона. Мечты романтика сгущаются в желчь циника, трагедия оборачивается фарсом, любовь скисает в сожительство, наивный Эдвард Руки-ножницы вырастает в безумного мясника, люди портятся и идут на фарш. К финалу герой рубит всех, кто способен хотя бы помыслить о плохом, и весь этот судный данс макабр невероятно красив (заслуженный «Оскар» художнику). Но главная приятная новость — Джонни Депп в официальной озвучке поет все-таки сам, а не голосом, например, Сергея Зверева. Значит, у нас cо Зверевым есть еще шанс.

8 женщин (реж. Франсуа Озон, Франция, 2002)

В сочельник главу семейства убивают ножом в спину в собственной спальне. Одна из восьми женщин, оказавшихся на вилле, — убийца. В доме, занесенном снегом, с заклинившими воротами, заглохшим мотором авто и перерезанным телефонным проводом, отрезанные от мира, они начинают собственное расследование.

Танцующая в темноте (реж. Ларс фон Триер, Дания, 2000)

Трагичная история от Ларса фон Триера, взявшая главный приз Каннского кинофестиваля 2000 года. Главную роль исполнила певица Бьорк. Эмигрантка Сельма Жескова теряет зрение и скоро не сможет работать на заводе. Ей приходится скрывать свою болезнь от работодателя и влачить жалкое существование, откладывая небольшой заработок на операцию для сына, страдающего той же болезнью. Еще Сельма любит американские мюзиклы, поет и ходит в театральный кружок. Но финал все равно будет очень трагичным, иначе зачем бы это все Ларсу фон Триеру?

Шаг вперед 2: Улицы (реж. Джон Чу, США, 2008)

Доработка, улучшающая оригинал, танцевально-романтическое шоу продолжает рассказывать о напряженной студенческой жизни Школы искусств Мэриленда. В прошлом фильме там проходил трудотерапию би-бой Тайлер, склонный не только к пластическим искусствам, но и к кражам со взломом. Теперь, два года спустя, контингент училища (на самом деле все снималось, на радость фанатам Джона Уотерса, в Школе искусств Балтимора) полностью сменился — как и актерский состав фильма. Новички, впрочем, занимаются все тем же — исполняют акробатические этюды под дождем.

Мамма Mia! (реж. Филлида Ллойд, США, 2008)

Развеселая и безмозглая, как детский утренник, «Мамма мия!» просто напрашивается на критику — лишь затем, чтобы расхохотаться критикующему прямо в лицо и понестись дальше по побережью чудесного греческого острова, где и разворачивается действие. И ведь верно: как такое может восприниматься серьезно: фильм начинается с того, что юная невеста (Сэйфрид, такая же голосистая и радостная, как и весь актерский состав «High School Musical») накануне своей свадьбы шлет приглашения трем мужчинам, каждый из которых может являться ее отцом. И с этого момента все, кто снимается в этом фильме, начинают носиться, приплясывая, по острову под самые попсовые песни, когда-либо написанные (попробуйте-ка прочитать эту рецензию, не напевая про себя, скажем, «Waterloo»). Одно зрелище легендарной Мэрил Стрип, по праву считающейся одной из самых талантливых актрис своего поколения, ползающей по крыше и распевающей заглавную песню, чего стоит! И черт подери, если по ней не видно, что она получает от этого удовольствие! Двум ее бэк-вокалисткам, Джулии Уолтерс и Кристин Барански, досталось не так много песенного счастья, да и лицензия на убийство, выданная бывшему агенту 007 Пирсу Броснану, очевидно, включает в себя и убийство песен… Есть претензии и к режиссуре Филлиды Ллойд, то и дело упускающей возможности сделать из фильма действительно нечто. Но кого это волнует? Этот фильм не просто непростительная ересь, это громкая, агрессивная и весьма гордая собой ересь. Прямо как ABBA.