Лучшие ужастики 2015

Лучшие ужастики 2015 года

  9 сентября 2016
13 мин
Лучшие ужастики 2015 года

Мировой рейтинг фильмов ужасов включает картины таких мэтров кинематографа как Альфред Хичкок, Джордж Ромеро, Сэм Рэйми, Тим Бертон и других великих хоррор-режиссеров. Некоторые из «творцов страха» уже умерли, другие продолжают пугать зрителей. Прошлый год не был богат на самые страшные фильмы ужасов, но некоторые интересные представители жанра все же вышли в прокат. Time Out собрал список наиболее ярких ужастиков 2015 года.

Багровый пик (реж. Гильермо Дель Торо, США)

Один из лучших фильмов-ужасов 2015 года. Когда Эдит Кушинг (Миа Васиковска) было десять, призрак покойной мамы — костлявые пальцы, запавший череп лица, дух разложения — прилег к ней в кровать со словами: «Остерегайся Багрового пика». Повзрослев, впечатлительная девушка от потусторонних сил отделаться так и не сможет — и, вдохновляясь примером Мэри Шелли, даже начнет писать романы о призраках и душевном мраке. «Может, о любви лучше что-нибудь напишете?» — ухмыльнется издатель. «Призраки — только метафора», — ответит она, но все-таки возьмется за романтику. Благо в ее родной Баффало вот-вот приедет таинственный английский дворянин Шарп (Том Хиддлстон) с ледяной красавицей-сестрой (Джессика Честейн) и немедленно разобьет невинной Эдит сердце. Багровый пик — точка, где сойдутся романтика и готика, любовь и привидения, а заодно семейное поместье Шарпов, — не заставит себя ждать.

Фильм ужасов Гильермо Дель Торо, человека, с равным успехом способного снять и причудливый ретрохоррор («Лабиринт Фавна»), и эксцентричный комикс («Хеллбой»), на полном серьезе орудует в жанре викторианской готической новеллы, для которой запредельная романтика важна не менее, чем присутствие потусторонних сил. Серьезное, преданное отношение к анахроничному жанру (авторы в диапазоне от сестер Бронте до Лавкрафтра здесь цитируются, упоминаются, копируются дословно) не мешает Дель Торо довести и его до обаятельного (по большей части) абсурда. Именно благодаря такому подходу устаревшая, оставшаяся где-то на рубеже ХХ века формула и оживает.

В самом деле. Гипертрофированная романтичность викторианской литературы здесь воплощается гиперконтрастной палитрой красок, визуальным рядом, который слепит ярко-алыми платьями и еще более красной кровью и впечатляет ридлискоттовскими мегаснежинками. Потусторонние силы предстают созданиями, пугающе телесными, полуразложившимися трупами — а не невесомыми привидениями. Бесконечность любви то и дело оборачивается безумием, запредельностью сексуального желания, а борьба добра со злом — чрезмерным насилием, раскроенными черепами и ножами, воткнутыми в щеки. Но, главное, Дель Торо, как бы ни нагнетал мрака и романтики, не забывает то и дело пошутить: остроумно настроенный зритель даже увидит в «Багровом пике» историю впечатлительной американской варварки, ворвавшейся в чопорный английский жанр, чтобы отвесить пощечин его рахитичным героям. Причем лопатой.

 

Страшные сказки (реж. Маттео Гарроне, Италия)

Самый живописный фильм ужасов 2015 года — итальянские сказки с участием Сальмы Хайек и Венсана Касселя. «Страшные сказки» полны эффектных, впечатляющих своей живописностью — и причудливых, прямо скажем — кадров. Сальма Хайек, пожирающая сердце речного монстра в сыром виде. Гигантская блоха, живущая в качестве домашнего питомца у Тоби Джонса. Близнецы-альбиносы, сталкивающиеся с пещерным чудовищем. Венсан Кассель, залезающий в кровать к старухе. Принцесса, выданная замуж за огра (хотя такое, справедливости ради, и в жизни бывает сплошь и рядом).

Этот калейдоскоп образов Маттео Гарроне закручивает, чтобы перенести на экран сказки неаполитанского выдумщика Джамбаттисты Базиле. О том, как один король оказался слишком большим сластолюбцем, другой — слишком верен своему слову, а третий — слишком влюблен в жену. В «Страшных сказках» с их гротескным подходом к Средневековью вообще все слишком, все чрезмерно и избыточно: от героев и сюжетов до визуального ряда и готовности окунуть сказку в хоррор.

Чрезмерность идет фильму на пользу в том, что касается живописности — от «Сказок» действительно не отвести глаз. Другое дело, что, обращаясь к разнообразной магии по сюжету, Гарроне не переводит ее в магию кино. Чем дальше, тем мучительнее тягучесть «Сказок», не происходит и трансформации сказочных историй в подлинную, несказочную мораль. При всей своей красоте эта картина так и остается иллюстрацией — хотя и очень эффектной.

Визит (реж. М. Найт Шьямалан, США)

Адские каникулы у бабушки с дедушкой в самом изящном фильме М. Найта Шьямалана. 15-летняя Бекка (Оливия ДеДжондж) и ее младший брат Тайлер (Эд Оксенбульд) впервые в жизни едут на каникулы к бабушке с дедушкой, которых из-за маминой юношеской ссоры дети не видели никогда. Старики встретят внуков сырничками и теплым приемом, но предупредят: «Ни за что не выходите из комнаты после 9.30 вечера». Дети, конечно, ослушаются – о чем немедленно пожалеют: их бабушка имеет привычку по ночам ходить голой и скрести стены, дед же зачем-то постоянно пропадает в отдаленной сторожке.

После нескольких феерических неудач («Повелитель стихий», «После нашей эры») М. Найт Шьямалан превратился из главных людей Голливуда в почти что парию, объект всеобщих насмешек. Тем приятнее доложить, что «Визит» не только сигнализирует о возвращении автора «Шестого чувства» к стилю и уровню своих ранних фильмов – нет, это попросту лучший в его карьере фильм, насколько изящный по структуре, настолько же издевательский, уморительный по содержанию. Шьямалан выжимает максимальный шоковый эффект из страха старости (борцов с эйджизмом «Визит» возмутит до глубины души), а малолетним возрастом своих протагонистов искрометно пользуется прежде всего в сатирических целях (не обойдется и без карикатурного кид-рэпа). Смешное, страшное, беззаветно циничное кино – представьте «Любовь» Ханеке, в которую впустили пару тинейджеров и немного безумия. Кажется, еще ни одному режиссеру в истории так не шло на пользу десятилетие неудач.

Виктор Франкенштейн (реж. Пол МакГиган, США)

Фантастический боевик-ужастик по мотивам Мэри Шелли — с ужасно стриженным Дэниелом Рэдклиффом в роли Игоря, совестливого помощника Франкенштейна. Когда, казалось, уже исчерпаны все способы и ракурсы экранизации готического романа Мэри Шелли, режиссер «Кислотного дома» Пол МакГиган находит новый. Он рассказывает историю одержимого возрождением мертвецов Виктора Франкенштейна (Джеймс МакЭвой), делая протагонистом его помощника Игоря (Дэниел Рэдклифф с чудовищными кудрями), а также позволяя ученому создать не одного монстра, а целый цирк уродцев. К слову, никакого Игоря в первоисточнике не было (его придумали авторы предыдущих киноадаптаций) — но кого такие мелочи останавливали?

 

Убрать из друзей (реж. Леван Габриадзе, США)

Целиком разворачивающийся на экране монитора подростковый хоррор Левана Габриадзе, в 45 раз окупивший в США свой бюджет. Кино теперь монтируют на компьютерах, а смотрят на айпадах, так что, наверное, не нужно удивляться и фильму, целиком разворачивающемуся на захламленном экране ноутбука, принадлежащего одной старшекласснице. «Убрать из друзей» при этом еще и хоррор — то есть добра персонажам не ждать. Главную героиню Блэр (Шелли Хенниг) ужас обуяет намного раньше, чем в кадре начнется нечто действительно страшное, — когда со странным вздохом откроется окошко Skype, будет расстегнута блузка и включен плохой эмо-рок в качестве саундтрека для современного киберсвидания.

В групповой чат добавятся еще несколько друзей Блэр — а также безымянный, с таинственным голубым огоньком Skype, гость, и вскоре мы узнаем, что эти детки вообще-то чудовища: они довели одноклассницу до самоубийства, выложив видео ее алкопозора на вечеринке. Призрак из чата, впрочем, имеет на подростков свои планы. И хотя в какой-то момент «Убрать из друзей» начнет мухлевать, громко хлопая дверьми и пускаясь в низкобюджетное кровопролитие, его эффектная, простая как кровь концепция пропитана злой авторской иронией.

Габриадзе добивается убедительной игры от актерского состава — похожего на настоящих старшеклассников, а не голливудские стереотипы. Но ужас в этом спродюсированном Тимуром Бекмамбетовым хорроре порождают два разных источника, один куда изысканнее другого. Во-первых, Габриадзе часто прибегает к визгливой истерии лобового столкновения с паранормальным явлением — что, честно говоря, быстро утомляет. Куда более зловещим кажется технокошмар сошедших с ума программ и приложений. Если «Убрать из друзей» и не войдет в историю (благодаря своим абсурдно аскетичным формальным ограничениям), то как минимум добавит новое прочтение классическому возгласу из зала на сеансах фильмов ужасов: «Просто выйди из дома!». Давайте крикнем вместе: «Просто выключи проклятый ноутбук!»

Запрос в друзья (реж. Симон Ферхоэвен, Германия)

Усложненная оккультизмом версия «Убрать из друзей» Габриадзе о призраках в интернете, снятая немецким режиссером и сыгранная англоязычными актерами. Лоре в социальной сети приходит запрос в друзья от малознакомой сокурсницы Марины. Лора подтверждает запрос, но не отвечает на дружеские порывы навязчивой Марины, и вскоре та накладывает на себя руки, сняв процесс на видео. Но навязчивость ее с этим не проходит – она или кто-то с ее страницы продолжает писать Лоре сообщения. Загадочные обстоятельства смерти девушки и тот факт, что ее тело так и не нашли, быстро убеждают Лору и ее друзей отказаться от версии розыгрыша, а решение удалить маньяка из френд-листа приводит к ужасающим последствиям.

Крампус (реж. Майкл Догерти, США)

Наследующая «Гремлинам» хоррор-комедия о злом рождественском демоне из европейских легенд. Этот не очень-то смешной и не то, чтобы страшный рождественский комедийный хоррор похож на монстра Франкенштейна, сшитого из отдельных частей более достойных фильмов. Скрестить добродушную консьюмеристскую сатиру «Гремлинов» с семейным угаром «Рождественских каникул» и «Один дома». Добавить страшноватые сказочные страсти «Санты на экспорт» и «Кошмара перед Рождеством» — и смешать с чрезмерной праздничной сентименталкой «Полярного экспресса». Кажется, из таких ингредиентов не может выйти ничего плохого? Увы, нет — «Крампус» не только шумен, назойлив и слащав, но и стирается из памяти уже на финальных титрах.

Действие разворачивается в рождественскую неделю — и с глазастого крошки Макса (Эмджей Энтони) уже хватит: родители (Адам Скотт и Тони Коллетт), того и гляди, перегрызут друг другу глотки, сестра (Эллисон Толман) уже достала со своим тинейджерским нигилизмом, да еще и вот-вот прибудут противные кузены. Макс еще не знает, что стоит ему в отчаянии порвать свое письмо Санте, как этот безобидный проступок привлечет к нему внимание другого рождественского духа.

«Крампус» время от времени хвастает жутковатым, бытовым напряжением, которое было и в другом фильме режиссера Майкла Догерти — хорроре «Кошелек или жизнь» 2007-го года. Но в целом это кино страдает от своей тотальной всеядности: здесь слишком много надоедливых родственников, слишком много злобных существ, лезущих из всех щелей, слишком много слабеньких издевок над толстыми детьми и старушками-матерщинницами. Поверьте — в эти праздники лучше остаться дома.

Скауты против зомби (реж. Кристофер Лэндон, США)

Тинейджеры и официантка на позорной тропе борьбы с зомби, но главное, и с девственностью. Жизнь в крошечном калифорнийском городке Дир Филд (дорожный знак сообщает, что в 65 километрах отсюда находится Хэддонфилд — то есть место действия «Хэллоуина», да возрадуются хоррор-эрудиты) проста и не то чтобы насыщена событиями. Особенно если тебе 15, а ты все еще проводишь все свободное время среди скаутов. Бен (Тай Шеридан) и Картер (Логан Миллер) кружок любителей американской зарницы несколько переросли — но не могут повесить хаки-шорты на гвоздь из-за своего пухлого друга Оги (Джои Морган), компенсирующего недавнюю смерть отца маниакальным собиранием значков доблести. Но, кажется, момент выбирать между взрослением и послушанием пришел — последний для тинейджеров поход совпадает по времени с их первой настоящей вечеринкой. А также с зомби-апокалипсисом.

Обаятельные в теории завязка и концепт (скауты, если вдуматься, не меньшие исторические зомби, чем пионеры) на практике в комедии Кристофера Лэндона оборачиваются полноценным позорищем. Лэндон и его сценаристы упускают каждую возможность пошутить — и вместо этого протаскивают своих героев (к ним также присоединится грудастая официантка из стрип-бара с дробовиком наперевес) по одной сцене столкновения с зомби за другой. Свет в конце туннеля — естественно, долгожданное расставание с девственностью. В программе — такие достижения сценарной мысли, как зомби-меломан и восставшая из мертвых со всем своим зоопарком кошатница.

Придираться к тому, что юмор в картине о предполагаемом взрослении в основном детсадовский (не обходится без одержимости авторов копро- и фаллогэгами), наверное, странно. «Скауты против зомби», надо отдать им должное, почти не тормозят ритмически — другое дело, что почти каждый диалог или, тем более, момент мелодраматики вызывают почти физическое отторжение. Это особенно странно, учитывая эмоциональный диапазон как минимум Миллера и Шеридана — актеров юных, но очень талантливых. Шеридан, звезда «Древа жизни» и «Мада», так и вовсе ухитряется даже из этого фестиваля трэша выйти, сохранив лицо, — еще одно доказательство редкой профессиональной одаренности.

Астрал 3 (реж. Ли Уоннелл, США)

Сигнализирующий о потере качества приквел хоррора о демонах из иного измерения. Франшиза «Астрал» и раньше смотрелась гадким утенком в фильмографии своих создателей — режиссера Джеймса Вана и сценариста Ли Уоннелла, что неудивительно на фоне небанальной «Пилы» и стилистически выверенного «Заклятия». Теперь же, когда главные звезды — Патрик Уилсон и Роуз Бирн — покинули проект, а сценарист сел в режиссерское кресло, следить за этим киносериалом стало не только необязательно, но и даже мучительно.

Третий фильм серии по вечной хоррор-традиции обращается в прошлое — действие картины происходит за несколько лет до первой ленты. Главным героем в отсутствие несчастных супругов Ламберт становится полубезумная старушка-медиум Элис Рейнер (Лин Шей), в оригинале помогавшая паре вызволять из астрала сына. Здесь Элис впервые сталкивается с демонами из астрала — которые пытаются овладеть душой и телом юной девушки (Стефани Скотт). Как и в прошлых сериях, экстрасенс прибегает к помощи пары бессмысленных охотников за привидениями.

«Астрал 3» последовательно демонстрирует все привычные недостатки сиквелов популярных хорроров: высосанный из пальца сюжет; сменившие оригинальных звезд, давно не способные держать кадр ветераны жанра (в данном случае – Дермот Малруни в роли отца одержимой девушки); безраздельная вера в базовые техники испуга от хлопающих в пустом доме дверей до выпрыгивающих из темноты неразличимых призраков; визжащие за кадром скрипки. Хуже всего то, что Уоннелл то и дело полагается на память зрителей о событиях первых двух частей, то тут, то там подмигивая мнимым поклонникам. «Астрал 3», как и предыдущие серии, конечно, может на время избавить хоррор-фанатов от жанровой ломки, но вот требовать от аудитории дотошного знания фильмов, о которых забываешь через полчаса после просмотра, это уже чересчур.

Гордость и предубеждение и зомби (реж. Бёрр Стирс, США)

Экранизация популярного мэшапа Джейн Остин и зомби-хорроров получилась ни страшной, ни смешной.

В 2009-м ни одну книгу не дарили друзьям так часто, как «Гордость и предубеждение и зомби» — купленную в последний момент у кассы, как «Сникерс» в супермаркете. Так что этой опрятной, довольно дорогой (бюджет — $28 млн) экранизации предстояло ответить на два вопроса. Какая часть покупателей романа его реально прочла? И какая их часть сделает усилие, чтобы семь лет спустя увидеть историю на большом экране?

Лили Джеймс (Наташа Ростова в недавнем сериале «Война и мир» от BBC) играет Элизабет Беннет, бойкую дочь беднеющей аристократической династии, которая то любит, то не любит мистера Дарси (Сэм Райли), горделивого смутьяна с острым умом. Только в этой версии Джейн Остин Англия XIX века заполнена живыми мертвецами — и сестрам Беннет приходится учиться боевым искусствам, а не вышивке.

Безусловно, наибольшее удовольствие здесь доставляют сцены, в которых Элизабет и ее сестры обмениваются девичьими сплетнями, попутно полируя катаны, чистя ружья и выбивая из друг дружки дурь. Проблемы у фильма начинаются, когда доходит собственно до зомби. Смягчая насилие для несовершеннолетней аудитории и допуская вольности с мифологией зомби (теперь они, оказывается, могут говорить), фильм упрощает и ослабляет сцены экшена. Юмор тоже на удивление банален: кажется, только Мэтт Смит получает удовольствие в роли скряги-пастора, который влюбляется в Элизабет. Получается странный, хотя и не лишенный обаяния мутант: экшен-хоррор-ромком, в котором нет ни первого, ни второго, да и от третьего остались рожки да ножки.