Собрание Пушкинского музея

Что тут творится? 5 непонятных картин из собрания Пушкинского музея

Сергей Морозов   12 августа 2016
4 мин
Что тут творится? 5 непонятных картин из собрания Пушкинского музея

Ходить по музеям хоть и полезно, но непросто — можно с легкостью запутаться в обилии экспонатов, не зная, с чего начать. Time Out решил облегчить вам жизнь: мы отправились в ГМИИ имени Пушкина и нашли пять странных полотен, скрывающих занятные истории.

 

«Архангел Михаил, взвешивающий души умерших», каталонский мастер XVI века

Зал №8. Искусство Германии и Нидерландов XV–XVI веков

Что мы видим:

Святой в красных башмаках стоит на ноге грустного волосатого дьявола и держит на весах маленьких человечков. Все это происходит в комнате с золотыми обоями.

На самом деле:


Сюжет картины отражен в названии — «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших». Святой, считавшийся проводником душ к воротам Рая, взвешивает две души, но дьявол пытается ему помешать и поддерживает чашу с душой монаха — тот в шоке. В итоге Михаилу приходится пронзить дьявола копьем.

 

«Благовещение», Мартин Шонгауэр. 1489

Зал №8. Искусство Германии и Нидерландов XV–XVI веков

Что мы видим:

На зеленой поляне сидит крылатый мужчина и выдувает из рога какую-то стенограмму, рядом с ним примостилась женщина с нимбом, ласкающая единорога, а вокруг бегают маленькие собачки.

На самом деле:

Перед нами один из трех фрагментов церковного алтаря, нетривиально изображающий сцену Благовещенья. Шонгауэр живописал мистическую охоту на единорога. В роли охотника — архангел Гавриил (слева), трубящий в охотничий рожок. Женщина справа — Дева Мария, а единорог — символ Христа. Четыре собаки воплощают христианские добродетели: сострадание, справедливость, истину и мир, обозначенные на белых лентах. В другой интерпретации псы могут символизировать орден монахов доминиканцев (от латинского domini canis — «псы господни»). 

 

«У него крепкие ноги, чтобы носить роскошь», Адриан Питерс ван де Венне. XVII в

Зал №11. Искусство Голландии XVII века


Что мы видим:

Веселая дамочка с голой грудью сидит на плечах у крепко сбитого мужчины в красных чулках. Ей хорошо — у нее в руках бокальчик вина. А кавалер не кажется очень довольным.

На самом деле:

К нашему большому сожалению, у этого сюжета нет реального события-прототипа, но есть четкий «месседж». Голландец Адриан ван де Венне специализировался на аллегорических морально-назидательных полотнах, в основе которых, как правило, лежали народные пословицы. В нижнем левом углу полотна есть лента с надписью: «У него крепкие ноги, чтобы носить роскошь». Для художника роскошь — грешная ноша, которая в конце концов перестает доставлять удовольствие.

 

«Сусанна и старцы», Саломон де Брай. 1648

Зал №11. Искусство Голландии XVII века


Что мы видим:

В тени деревьев к пышнотелой молодой девушке пристают два старика. Она крайне недовольна, но извращенцы настойчивы. Впрочем, их можно понять — героиня полностью обнажена.

На самом деле:

Саломон де Брай изобразил известный ветхозаветный сюжет: двое вавилонских старейшин очарованы красотой молодой Сусанны. Естественно, добродетельная барышня отказывает им в любых поползновениях. Тогда старцы подстерегают Сусанну во время купания (потому-то она и без одежды) и хотят погубить ее наговором. Но на помощь девушке приходит пророк Даниил. Сюжет о Сусанне и старцах в изобразительном искусстве нередок: в зале французской живописи вас ждет картина 1715 года — «Сусанна и старцы» Жана-Франсуа де Труа.

 

«Византийская царица Атенаида», Николаус Кнюпфер, ок. 1640

Зал№10. Рембрандт и его школа


Что мы видим:

Разодетый мужчина с брюшком держит в руках яблоко и почему-то очень этим доволен. Рядом стоит красивая дама с озадаченным выражением лица: «Что за?..»

На самом деле:

Николаус Кнюпфер изобразил исторический эпизод из византийских хроник. Император Феодосий II заполучил яблоко невиданной красоты и решил преподнести его в дар своей супруге Атенаиде. Та не оценила широкий жест мужа («А где шуба?..») и, возможно, отдала фрукт красавцу Паолину, другу детства императора. Феодосий давно подозревал супругу в измене, а тут, прознав про путешествия яблока, велел казнить Паолина. Впрочем, кровавую расправу художник оставил за кадром — перед нами лишь самое начало этой драматичной истории.