Чем опасна «покемономания»?

Time Out пообщался с психологами и выяснил, почему многих так зацепила игра Pokemon Go и будет ли от нее зависимость.

Pokemon Go — игра с дополненной реальностью — моментально покорила мир и начала завоевывать Россию еще до официального релиза в нашей стране. Как только она вышла в Америке, на улицах появились толпы из сотен и тысяч людей, бегущих непонятно куда. Видеозаписи этого безумия транслировались по всему миру. В Москве в Ильинском сквере на Китай-городе сотни ловцов покемонов ежедневно проводят часы. Мы узнали у психологов, вредна эта игра или нет.

 

Тахир Базаров, научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ:

«Не могу согласиться с тем, что игра стала популярной в одночасье. Она готовилась заранее. Одно то, что идее с покемонами уже 20 лет, говорит о многом. Сами игровые существа за это время претерпели смену шести поколений! Особенность новой игры в том, что люди-игроки обрели новую роль — а именно, стали тренерами покемонов. И эта новая роль требует специального осмысления. Дело в том, что тренировка отличается от простой игры особой степенью опосредованности. Играющий становится в позицию учителя или взрослого, что существенно меняет картину игровой реальности. В чем секрет успеха? Замысел игры в том, чтобы выманить человека на улицу, соединить людей друг с другом. Ведь технологизация, ставка на потребление и немедленное удовлетворение потребности приводят к тому, что человек теряет ощущение событийности происходящего с ним. Нет событий в жизни — возникает однообразие, день сурка. И Pokemon Go эту проблему решает.


Обычная реальность для многих — это хозяйство древнегреческого бога Хроноса, то есть размеренность, предсказуемость и скука. Реальные изменения, новые встречи и контакты с незнакомыми людьми для современного человека становятся факторами стресса. Игра же позволяет соединить различные эпизоды в изумительную поляну древнегреческого бога Кайроса, то есть ощутить мгновения успеха и радости от возможной победы своего питомца. Кроме ощущения тренерства, игроки отмечают, что охота на виртуальных монстров помогает улучшить их психическое состояние. Кто-то признается, что Pokemon Go «стимулирует лишний раз выйти на улицу». А кому-то новая игра помогает справиться с депрессией и тревожными мыслями. Здесь мы сталкиваемся с феноменом переключения внимания.

«Обычная реальность для многих — это хозяйство древнегреческого бога Хроноса, то есть размеренность, предсказуемость и скука»

Если под социализацией понимать круг общения и интенсивность взаимодействия с другими людьми, то, конечно, игра способствует этому. Однако надо понимать, что такого типа общение между людьми носит искусственный и потому условный характер. Многие помнят знаменитый эпизод из фильма про Шурика, когда они с главной героиней, готовясь к экзамену, провели вместе целый день, но при этом так и не провзаимодействовали друг с другом. Когда человек устанавливает отношения с другим человеком, то он думает, как это сделать, и это требует от него творческих усилий. В Pokemon Go же не нужно придумывать основания для встречи: здесь все измеряется правилами и процедурами.

Некоторые эксперты считают, что эта игра — продолжение интернет-зависимости, болезни сродни алкоголизму (а в острой фазе интоксикации такие люди тоже начинают ловить чертей — до тех пор, пока те их не отпустят). Думаю, что все как раз наоборот: Pokemon Go — вакцина от интернет-зависимости. И здесь нужно обратиться к понятию «дополненная реальность». Игра позволяет перейти границу между реальной и виртуальной реальностями. У всех ли это получится? В этом уверенности нет.

«Посмотрим, многих ли это спасет и что ожидает тех, кто не спасется?»

Думается, что мы имеем дело с расширением известного нам диапазона, включающего «межличностное» и «межролевое» общение. В один ряд с ними становится «имитационно-игровое общение», основанное на символической реальности. Спасение видится в том, что игроки не являются непосредственными участниками игры — их участие опосредуется ролью тренера покемонов. Посмотрим, многих ли это спасет и что ожидает тех, кто не спасется?»

 

Михаил Хорс, клинический психолог, основатель Центра рациональной психологии, почетный член «Профессиональной гильдии психологов»:


«С точки зрения психологии у игры нет предпосылок, чтобы быть такой популярной, — только маркетинг. Люди пытались менять реальность с давних пор. Алкоголь и наркотики — это попытка изменить реальность, уйти от нее в галлюцинации. Здесь такая же попытка уйти в тот мир, которого не существует, и у людей развивается зависимость от этого мира. Вспоминаем, что много есть наркоманов, алкоголиков, а несколько десятилетий назад появились виртуальные игроманы.

Под угрозой находятся подростки, дети, люди с неустоявшейся психикой. Они могут входить в зависимое состояние от этой игры, то есть будут страдать без нее. На мой взгляд, именно это и страшно. Алкоголь тоже изменяет реальность — по сути, человек получает новые ощущения, может видеть новые ракурсы той или иной проблемы или предмета под воздействием опьяняющего вещества. Но в реальности этого нет — от этого люди и становятся зависимыми. Сначала они в играх видят для себя что-то хорошее, во двор вышли, побегали, по городу прошлись. А чего ты сидел-то? Зачем тебе покемоны, чтобы выйти на улицу? А через какое-то время появится проблема — без покемонов человек не будет видеть смысла выходить на улицу. Вообще люди выходят из дома, изучают город, мир, путешествуют, общаются, у них нет привязки к триггеру — а тем же алкоголикам без выпивки неинтересно идти куда-то. Игроманы тоже будут идти туда, где обязательно есть покемон, а если его там нет, то интерес к объекту будет снижаться.

«А чего ты сидел-то? Зачем тебе покемоны, чтобы выйти на улицу?»

Между этими играющими нет пока конфликтов и агрессии, потому что зависимость еще не очень развита. Алкоголики на первой стадии зависимости тоже друг друга поддерживают, обсуждают вкусовые качества напитков и тому подобное. На первом этапе есть видимость, что любой наркотик человека развивает. Потом у многих появится и вторая, и третья стадия зависимости, где уже происходит агрессия, падение интереса к миру, апатия, случаи, когда всю ночь люди будут бегать за покемонами, а у них потом семьи развалятся и с работой проблемы. Все это будет, просто пока еще ранняя стадия. Многие потеряют интерес к этому виртуальному наркотику, но многие уйдут на вторую и третью стадии, и это трагедия — еще один наркотик появился».