10 лучших полнометражных мультфильмов для взрослых

В российский прокат выходит "Бунюэль в лабиринте черепах". Это мультфильм о съемках легендарного "Лас-Урдес. Земля без хлеба", снятый, в свою очередь, по комиксу. В общем, перед нами все то, что культурные люди отвергают (привет, Мединский). Тем не менее, Time Out собрал топ-10 мультфильмов, которые должен увидеть каждый взрослый челове. И нет, в нашем списке не только японские шедевры.

«Мой сосед Тоторо», 1988, реж. Хаяо Миядзаки

Рассказывая историю примирения сестер Сацуки и Мэй с переездом и болезнью матери, Миядзаки никогда не спекулирует на ситуации в поисках дешевого пафоса и натужного сценарного конфликта. Да, у него самые серьезные намерения, но то, как легко он рассказывает об этой драме, то, к каким конструктивным и здравым выводам он приходит, вызывает улыбку, а у кого-то — даже слезу радости.


«Унесенные призраками», 2001, реж. Хаяо Миядзаки

В 2001-м кинокритик The Financial Times чуть не лишился работы, поставив «Унесенным призраками» 6 звезд (из положенных в его издании 5). Должность он в итоге сохранил. Это и справедливо: что делает этот мультфильм работой гения, так это его убежденность в силе собственных образов. Миядзаки не нужно ни убыстрять монтаж, ни крутить камерой, ни подбавлять сентиментальности — драмой и без того светится каждый кадр.


«The Beatles: желтая подводная лодка», 1968, реж. Джордж Даннинг

Вышедшая на пике эры психоделиков, с актерами, озвучивающими ливерпульскую четверку, «Желтая подводная лодка» легко могла бы оказаться хиппарской безделушкой. Вместо этого она и вправду хранит верность духу битлов, не ударяясь ни в дешевую романтику, ни в галлюциноз. Добавьте удивительный марихуанный юмор и некоторые из лучших песен группы конца 60-х — и получится фильм, лучше всего демонстрирующий необузданную силу анимации.


«Трио из Бельвилля», 2003, реж. Сильвен Шоме

Французская анимация всегда блуждала по тонкой грани между остроумием и откровенным безумием. Оба конца спектра сталкиваются в этой восхитительно ретроградской велосипедной басне, которая все время переключает передачи — с усталой галльской безмятежности к одуревшему, вертлявому городскому сумасшествию (не будем забывать, что французы без ума от короля такой комедии Джерри Льюиса). Тут есть ровно все, что нужно: топот мюзик-холла, киношные мафиози, киднеппинг на «Тур де Франс» — и все разыграно с узнаваемо французским шармом.


«Южный парк: большой, длинный, необрезанный», 1999, реж. Трей Паркер

После выхода этого полнометражного мюзикла-шедевра сериал и превратился в тот безжалостный театр сатиры, каким мы знаем его сейчас. Помимо прочего, «Южный Парк» предъявил миру лучшего (и, возможно, единственного приличного) автора музыкальной комедии наших дней — уморительность кишечной супербаллады «Uncle Fucka» или матерного марша «Виновата Канада» не смогла отрицать даже Академия: как раз «Канада» была номинирована на «Оскар». 

Мультфильм не рекомендуется для детей.


«Могила светлячков», 1988, реж. Исао Такахата 

Вторая мировая глазами японских детей — у Исао Такахаты получился фильм, достойный места в любом топе военного кино как такового. «Могила светлячков» это неоспоримый аргумент в споре против всякого, кто говорит что-то вроде «мультики только для детей»: от каждого кадра этой картины разрывается сердце у человека любого возраста.


«Команда фаст-фуд», 2007, реж. Мэтт Маелларо, Дэйв Уиллис

Упоительный сюрреалистический полный метр по мотивам одноименного сериала. Первый номер на районе, Джи. Их невозможно сбить с пути, им все равно, куда идти!

 

«ВАЛЛ-И», 2008. реж. Эндрю Стэнтон

ВАЛЛ*И живет хорошо, даже замечательно — слушает записи Барбры Стрейзанд, смотрит «Хелло, Долли!» с ветхой VHS-копии и прилежно прессует промышленный мусор в аккуратные брикеты. А  вот заваленная хламом Земля далеко не в порядке. Да и человечеству не то чтобы хорошо.  Вышедший 11 лет назад мультик с маленьким Бродяжкой, прямым наследником трогательного и доброго героя Чарли Чаплина, с каждым годом только прибавляет в актуальности.

«История игрушек», 1995, реж. Джон Лассетер


ТЕРРИ ГИЛЛИАМ: «Это работа гения. После нее люди начали наконец понимать, в чем суть игрушек. У каждой из них собственный характер. В “Истории игрушек” есть кадр, поселившийся во мне навсегда, — когда Базз Лайтер выясняет, что он игрушка. Он стоит наверху лестницы, готовясь  взлететь, — и камера отъезжает, показывая его крошечной пластмассовой фигуркой. За две секунды до того он был человеком с самым большим эго на свете... Это потрясает. И это один из десяти самых любимых моих фильмов вообще, точка».

 

«Персеполис», 2007, реж. Венсан Паронно, Маржан Сатрапи

Душераздирающий — и проникновенный — дневник девочки, живущей в реакционном Тегеране 70-х, — причем для полноты чувств аниматорам здесь достаточно всего двух цветов. Как и «Бунюэль в лабиринте черепах», мультфильм снят по биографическому комиксу. Французская писательница иранского происхождения Маржан Сатрапи создала свою картину для всех, кто хотел и не хотел знать, каково быть женщиной между двух миров. 

Спецпроект

Загружается, подождите ...