Пол Фейг. Охотники за привидениями

Пол Фейг: «Мир “Охотников за привидениями” слишком хорош, чтобы оставить его в покое»

Майлз Рэймер   28 июля 2016
7 мин
Пол Фейг: «Мир “Охотников за привидениями” слишком хорош, чтобы оставить его в покое»

Режиссер главной комедии лета о том, почему он посягнул на святое и почему трейлеры нужно запретить.

В Голливуде не так уж много найдется людей, которые бы повлияли на состояние современной комедии так же сильно, как Пол Фейг, этот человек-оркестр от киноиндустрии, который ухитряется совмещать режиссуру с драматургией, а продюсирование – с актерской игрой. Как один из создателей культового сериала «Хулиганы и ботаны» он доказал, что телекомедия может быть осмысленной и чувственной, не впадая в пустоголовую сентиментальность. Как режиссер «Девичника в Вегасе» он показал себя страстным борцом за признание женщин-комиков и мастером идеального кастинга. А как продюсер и наемный постановщик Фейг приложил руку ко всем заметным комедиям на актуальном телевидении – от «Офиса» до «Задержки в развитии».

Неудивительно, что Фейг был очевидным кандидатом на то, чтобы перезапустить народную комедийную классику – «Охотников за привидениями». Его решение совершить в паранормальной франшизе гендерный переворот – и отдать главные роли Мелиссе Маккарти, Кристен Уиг, Кейт Маккиннон и Лесли Джонс – обернулось довольно смехотворной фанатской истерикой, но, кто бы что ни говорил, «Охотники» остаются одним из самых ожидаемых фильмов года. Time Out созвонился с Фейгом и узнал, как ему удалось не провалить столь ответственную миссию.

Как думаете, почему оригинальные «Охотники за привидениями» стали одним из фильмов-символов Нью-Йорка?

Нью-йоркский дух вшит в ДНК «Охотников» – хотя бы на том уровне, что Нью-Йорк вообще-то в основном находится на острове, и отсюда попросту некуда деться. И получается, что паранормальные явления здесь тоже никуда не спрячешь, они быстро вылезают наружу и становятся общей бедой.

Нью-йоркцев вообще объединяет ощущение тотальной непригодности города для нормальной жизни. А если еще и привидения сюда добавить, то…

Именно! Еще одна забота на нашу голову. Как будто нам мало пробок, плохой погоды и дорогой аренды!

И тем не менее вы своих «Охотников» решили снимать в Бостоне. Это разве не кощунство?

Ну, мы вообще-то попробовали снимать в Нью-Йорке, но это оказалось просто невыносимо из-за того, как нам докучали толпы прохожих и папарацци. Нью-йоркские папарацци – худшие в мире! Без спроса шатаются по съемочной площадке, мешают актерам, бесконечно щелкают затвором камеры – а полиция даже не может ничего поделать, потому что закон не запрещает людям находиться на улице в тот момент, когда ты там снимаешь. Так что приходится постоянно договариваться с фотографами: «Пожалуйста, выйдите из кадра! Пожалуйста, дайте нам доснять хотя бы эту сцену!» Я терпеть не могу жаловаться, но как быть, когда кто-то срывает тебе съемки?

Трудно поверить, что люди считают такое поведение нормальным.

Есть один такой персонаж – не могу вспомнить, как его зовут, – который реально оказывался на площадке каждый раз, когда я что-то снимал в Нью-Йорке. Когда пытаешься его выгнать, то он начинает орать, кричать, истерить. Безумие! Ни в одном другом городе мира не встречал ничего подобного.

Вы известны своими ансамблевыми комедиями. Расскажите, почему вам удается так хорошо работать с актерскими коллективами.

Для меня хорошей школой в этом плане была импровизационная комедия – ты постепенно привыкаешь работать в команде, держать в уме несколько человек сразу. Так что меня это никогда не страшило, хотя снимать такие фильмы, конечно, сложнее. Мне нравится, когда получается в одной сцене задействовать всех главных персонажей. Вообще коммуникации между людьми – лучший материал для комедии, не правда ли?

Есть какие-то правила, чтобы собрать в кадре идеальную комедийную команду?

Чего точно нужно избегать, так это соединения вместе актеров, у которых схожая комедийная энергия, схожая харизма. Стремишься собрать вместе, во-первых, тех, кто будет друг друга дополнять, во-вторых, представителей разных комедийных школ или традиций. Вот и в «Охотниках за привидениями», например, Лесли Джонс отвечает за лобовой юмор, грубый, смелый, откровенный. А Кристен Уиг, наоборот, генерирует смешное из ощущений неуверенности и уязвимости, из знакомого каждому человеку чувства, когда пытаешься сделать что-то хорошо, но не веришь, что получится, считаешь себя дилетантом. Кейт Маккиннон – наш эксцентрик, проводник немного безумной энергии, которая позволяет ей делать что-то непредсказуемое. Ну а Мелисса Маккарти умеет все – она может быть и невероятно гротескной, и болезненно узнаваемой.

С Маккарти вы уже много раз вместе работали. Каково было следить за ее превращением в настоящую звезду?

Очень радостно! Я двадцать лет ждал, когда Мелисса наконец проснется знаменитой. Она годами успешно смешила людей. В Лос-Анджелесе еще 15 лет назад выстраивались очереди, чтобы попасть на ее стендап-шоу. Так что оставалось дождаться, когда о ней узнает весь остальной мир. По иронии судьбы я сам ничего не знал о Мелиссе, пока она не пришла на пробы к «Девичнику в Вегасе» – и представила нечто настолько отличное от всех остальных претенденток на роль, настолько интересно раскрывающее ее героиню, что у меня не было выбора. Как только она появилась и мы приняли ее на роль, сразу начали переписывать сценарий, чтобы дать ей больше экранного времени и реплик.

Продвижение кино в 2016 году предполагает бесконечный цикл трейлеров, тизеров, отрывков из фильма. Не боялись, что все лучшие шутки «Охотников за привидениями» зритель увидит еще до того, как фильм появится в прокате?

Еще как. Когда я рос, в эпоху до интернета, ты ничего не знал о фильме, пока он не выходил на экраны. Помню, как вышел «Инопланетянин», мы понятия не имели, что это за кино, и обсуждали с приятелем: «Слушай, там какая-то фантастика выходит». А потом идешь смотреть, и тебе от неожиданности просто сносит башню: «Я и представить не мог, что меня ждет!» То же самое касается и классических «Охотников за привидениями». Справедливости ради, я видел их трейлер – но ведь он ничего толком не показывал. Мы тогда уже любили и Билла Мюррея, и Дэна Эйкройда по другим ролям и, конечно, в первый же день проката пошли в кино – и были потрясены. Наши «Охотники за привидениями» тоже наверняка производили бы еще больший эффект, если бы зрители ничего о них не знали – ни о камео актеров из оригинала, ни о том, как выглядят костюмы героинь, ничего. Так что я убежден, что трейлеры действительно вредят зрителям – портят будущие переживания от просмотра. Шутки были бы смешнее, если бы их не разбалтывали в роликах задолго до выхода кино. К счастью, мы заранее к этому готовы и снимаем столько шуток, что все они не поместятся даже в сотню трейлеров. Даже на несколько фильмов хватило бы.

Зрителей привлекают ремейки и перезапуски популярных франшиз, но в то же время хватает и фанатов, которые жалуются, что авторы посягнули на святое.

Я, конечно, понимаю чувства фанатов и тех, кто говорит: «Этот фильм или книга так много для меня значили, я на них рос, а тут кто-то берет и на них покушается». Но я, соглашаясь на «Охотников», сказал себе: «Что бы я ни решил, студия все равно снимет ремейк, со мной или без меня». Поэтому то решение, которое мы выбрали – с новой женской командой и абсолютно новым сюжетом, – было единственным способом никак не навредить классической дилогии. Если бы мы решили снимать обыкновенный сиквел, то неизбежно пришлось бы влезть в мир оригинальных фильмов, что-то придумывать с классическими героями. Но наш сюжет дал возможность никак не затрагивать их наследие. К тому же в мире «Охотников за привидениями» можно придумать еще столько всего интересного! Любая комедия задействует накал эмоций и какие-то критические ситуации, так что испуг от столкновения с паранормальным может быть либо очень жутким, как в хоррорах, либо очень смешным, как у нас. Это слишком хорошая идея, чтобы просто оставить ее в покое.