Самые захватывающие фильмы-детективы, которые стоит посмотреть

Самые захватывающие фильмы-детективы, которые стоит посмотреть

  27 июля 2016
13 мин
Самые захватывающие фильмы-детективы, которые стоит посмотреть

Жанр детектива давно вышел за свои пределы. Криминальная история может разыгрываться в исторических декорациях, детективная составляющая украшает триллеры, психологические драмы, фантастические фильмы. Time Out собрал свой топ-10 крутых фильмов-детективов с непредсказуемой развязкой.

Молчание ягнят (реж. Джонатан Демме, США, 1990)

Молчание ягнят  — детективный триллер, входящий в любой список лучших фильмов этого жанра. Жестокий маньяк совершает зверские убийства молоденьких женщин. Пытаясь его «вычислить», ФБР направляет талантливую студентку полицейской академии Клариссу Старлинг на своеобразный разговор по душам с запрятанным в тайную тюремную спецпсихушку метром психопатологии, а по совместительству убийцей и людоедом доктором Ганнибалом Лектером. В результате этого разговора полиция выходит на след маньяка, а гений злодейства Лектер, усыпив бдительность охраны, берется за старое. 

Семь (реж. Дэвид Финчер, США, 1995)

Один из лучших детективных фильмов 90-х. Питт и Фримен играют традиционную парочку копов (молодой и старый, белый и черный), которые ищут нетрадиционного маньяка-убийцу. Продюсерам фильма пришлось принять два актерских ультиматума: Питт пригрозил, что не будет сниматься, если смягчат жестокий финал, а Спейси исключил свое имя из открывающих титров, чтобы держать зрителя в напряжении до конца. Мы вам не скажем, кого он играет, вдруг вы еще фильм не видели.

Шестое чувство (реж. М. Найт Шьямалан, США, 1999)

Фильм неизменно входит в топ лучших детективов. Попытки Малькольма Кроу проникнуть в мысли маленького мальчика, в мир страха и боли, оборачиваются неожиданным открытием для него самого.Можете хвастать стерильным сознанием, если вы все еще не смотрели «Шестое чувство» или вам до сих пор никто не рассказал, что в этом фильме происходит. Детский психиатр лечит одиннадцатилетнего мальчика, напуганного до смерти непонятно чем. Но это не банальный триллер или фильм ужасов, а тихая и умная лента о том, что и мертвым бывает больно. А живым, кому ведомо «шестое чувство», вдвойне мучительно испытывать посмертные горести не успокоившихся душ.

 

Остров проклятых (реж. Мартин Скорсезе, США, 2009)

Параноидальный триллер-детектив о следователе-шизофренике Тедди Дэниелсе прибывшем на остров Шаттер в Бостонском заливе, на котором расположена клиника для душевнобольных преступников. Эмоционально неустойчивый агент Тедди Дэниелс (Леонардо Ди Каприо) в сопровождении своего напарника Чака (Марк Руффало) прибывает на остров Шаттер в Бостонском заливе, на котором расположена клиника для душевнобольных преступников.

Агенты приплыли, чтобы расследовать исчезновение пациентки, которая буквально испарилась из тщательно охраняемой камеры. Психушка на острове — неприступная крепость с глухими стенами, больше похожая на тюрьму или, как нам часто намекает режиссер, на концлагерь. Во всяком случае, как выясняет Дэниелс, над пациентами проводят такие опыты, рядом с которыми нацистские эксперименты кажутся невинной игрой в доктора.

Постоянно балансирующий на стыке жанров Скорсезе довольно успешен в своих попытках поместить камерный параноидальный триллер в контекст Большого Голливудского Стиля. Даже сцены в замкнутых пространствах он снимает с эпическим размахом: загоняет камеру под потолок и под максимально широким углом снимает странствия по шоковым коридорам неприветливой крепости. Гигантские утесы, могучие волны, исполинские лица охранников, врачей и бывших нацистских преступников — все в «Острове» выглядит основательно. Настолько, что отсекать лишнее становится даже зазорным — например, минут 20 неспешных диалогов, в которых нам не сообщают ничего нового, тоже играют свою роль в придании картине веса. Лео отыгрывает лицом и телом весь свой нечеловеческий гонорар: его персонаж кажется единственным живым, пусть и изрядно покалеченным, существом посреди всей этой мертвой монументальности. Он, послушно следуя тексту романа-первоисточника, попадается в ловушки — куда с восторгом ухает и зритель. Временами от этих сюжетных трюков, сопровождаемых музыкой из «Мыса Страха», дохнут даже мурашки, табунами бегающие по спине.

Счастливое число Слевина (реж. Пол МакГиган, Великобритания, 2005)

Британский детективный триллер украсит собой любой список фильмов криминального жанра. Человек в шляпе и на инвалидной каталке (Брюс Уиллис) рассказывает поучительную историю про скачки и долги. Стонет в оргазме блондинка, получает заряд дроби в грудь брюнетка, кому-то на голову надевают полиэтиленовый пакет. Молодой парень по имени Слевин, похожий то ли на Брэда Питта, то ли на Бенисио дель Торо (на самом деле это… Джош Хартнетт), застает подружку с любовником, уезжает в чужой город, мигом получает там в нос и знакомится с шустрой и смешливой китаянкой (Люси Лиу). Затем, голый и завернутый в банное полотенце, он совершает вояж по улицам, снова получает в нос, беседует с вежливым седым бандитом по имени Босс (Морган Фримен) и благообразным раввином с помповым ружьем (Бен Кингсли). Вокруг снуют черные блатные ребята в кепочках и угрюмые хасиды, кого-то непрестанно убивают и все объясняют Слевину, что его на самом деле зовут Ник и он тоже обязательно должен кое-кого замочить.Современный британский криминальный триллер любит показывать язык классическому английскому детективу. Стоять на голове, корчить рожи и прыгать с места на место ему нравится куда больше, чем размеренно и по-взрослому нагнетать саспенс, сидя в кресле у камина. «Счастливое число Слевина» — это как раз такой клоун-эксцентрик, наперсточник, гоняющий шарик туда-сюда, карточный разводила. История «не того парня, оказавшегося не в том месте и не в то время» несколько раз выгнется дугой и перетасуется, как колода в руках опытного шулера, прежде чем позволит себя поймать за хвост. Тут важно быть внимательным и не отрываться от экрана, но это совсем не сложно и даже приятно.Во-первых, сценарист Джейсон Смилович — даром, что дебютант в большом кино — хороший рассказчик и знаки препинания (вопросительные, восклицательные, и даже кавычки) в своем криминальном анекдоте ставит грамотно. Во-вторых, здесь завидная команда — звезда сидит на звезде, изображая персонажей один занятнее другого. И, в-третьих, режиссер Пол Макгиган («Кислотный дом», «Одержимость») хоть и натянул нос английскому чопорному детективу, сделал это куда тоньше, чем его коллега Гай Ритчи в «Револьвере». Костюмчики, музычка, интерьеры — все это так уютно стилизовано под традиционное британское кино конца 60-х, что невольно начинаешь искать глазами то самое кресло у камина.

Шерлок Холмс (реж. Рай Ричи, Великобритания, 2009)

Неуемная фантазия на темы Конан Дойля. Холмс (Роберт Дауни-мл.) с Ватсоном (Джуд Лоу) поймали Джека Потрошителя или типа того (им оказался лорд Блэквуд, порезавший пять прекрасных девушек в смутных сатанинских целях), и, пока лорда готовили к казни, сыщик загрустил.

Две недели сидел впотьмах в халате, накачивал свою бульдожку анестетиками и выписывал на обоях инициалы королевы, паля в стену из револьвера. Не мылся, не стерилизовал шприц, не брался за скрипку. К счастью, повешенный лорд восстал из мертвых и, перепугав кладбищенского сторожа, вышел в город. Готовятся новые убийства — и Холмс снова бодр и при деле. Хотя его немного огорчает предстоящая женитьба друга Ватсона.

Главная цель постановки фильма о Шерлоке  — возродить угасший интерес к национальному достоянию. Клетчатое кепи, бесформенный макинтош, узкое лицо зануды-кокаиниста — все это было так немодно, несовременно, несмешно. Сейчас — другое дело. Парочка с Бейкер-стрит одета, простите за каламбур, как денди, и постоянная смена твидовых нарядов — важный спецэффект, не слабее нарисованных в CGI доков. В жизни Холмса много экшена, но сцены драк, слава богу, не нарезаны в лапшу, напротив, старательные рапиды и повторы создают впечатление учебного пособия по кулачному бою. Имеется и неизбежная романтика — мало того что Ватсон помолвлен с приятной во всех отношениях леди, так еще и к Холмсу прилагается дама в багровом — Ирен Адлер (Рейчел Макадамс), авантюристка международного класса. А музейное количество еврейской параферналии в отделе реквизита звучит гулким эхом развода Гая Ритчи с каббалисткой Мадонной: наличие у какого-нибудь персонажа вырванной странички из «Зоар» означает тут только одно — скоро герою придет страшный конец. Заклинания на иврите перемешаны с пентаграммами и змеями, Апокалипсис — с сефиротами, а черная магия — с фармакологическими экспериментами. С музыкой тоже творится какая-то чертовщина: каждый выход Холмса врукопашную озвучен джигой, которая плавно переходит в клезмер, стоит только мадам Адлер появиться в кадре. Все без задней мысли, но очень смешно и не напряжно.

Приятно еще, что при всей своей невозможной безудержности — какие масоны? при чем тут каббала? что за бредовые идеи о реколонизации Штатов выдвигает нехороший Блэквуд? — сюжет фильма четко придерживается придуманного Конан Дойлем стандарта: мистика и чертовщина въедливо развенчиваются методами лженауки (писатель и сам часто передергивал факты). Несколько неожиданно, конечно, услышать акцент на романтическую линию, но, с другой стороны, не будь этих двух женщин, история неизбежно превратилась бы в гомоэротический боевик. О, эти взгляды, которые Холмс бросает на пакующего чемодан доктора!

 

Иллюзионист (реж. Нил Бергер, США, 2006)

Мистическая детективная история большой любви мага и фокусника Айзенхайма. На рубеже ХХ столетия в смутной Австро-Венгрии объявляется маг и фокусник Айзенхайм (Эдвард Нортон) и тешит изумленную публику, за считанные секунды превращая апельсиновое зернышко в полноценное дерево. Мирская слава докатывается и до кронпринца Леопольда (Руфус Сьюэлл), и тот отправляется поглядеть на этот сомнительный балаган со своей невестой Софи (Джессика Бил), в которой Айзенхайм узнает свою детскую любовь. Вскоре фокусник и Софи закрутят жаркий амур на глазах у всего полицейского отделения, затем коронованную невесту найдут проткнутую мечом, и расследовать это высокосиятельное дело, а заодно приглядывать за впавшим в опасную мрачность иллюзионистом придется главному инспектору Улю (Пол Джаматти), толстяку с усталыми глазами.

Эта история Большой Любви — из тех, что нравятся Марку Захарову. Со своими графьями Калиостро и страстями, неподвластными сильным мира, — немного от идишистской сказки, чуть мистического реализма, капля лубка. В итоге фигуранты оказываются значительней своих функций: Айзенхайм бросает фокусничать и являет чудо, разговаривая с покойниками и проповедуя иллюзорность бытия. Инспектор Уль и вовсе сделает поправки в очередности престолонаследия. Впрочем, как известно, любой «сеанс черной магии» должен завершаться «последующим разоблачением», которое сам режиссер и устраивает в финале.

 

Исчезнувшая (реж. Дэвид Финчер, США, 2014)

Под видом идеального голливудского триллера-детектива, какие выходят раз в 10 лет, Дэвид Финчер снял едчайшую сатиру уровня «Американского психопата». Лучшая роль в карьере Бена Аффлека. Пять лет брака плохо сказались на Даннах, паре нью-йоркских журналистов-литераторов, павших жертвами кризиса медиарынка, болезней родственников и горького переезда в дыру, которой является штат Миссури. Об этом мы узнаем довольно рано, но уже после катастрофы, с которой начинается фильм. Ник (Бен Аффлек, лучшая роль в карьере) спешит домой после тревожного звонка услышавшего какой-то шум соседа. Внутри повсюду разбитое стекло, а главное — ни следа Эми (Розамунд Пайк). Стала ли она жертвой похищения? К дому Даннов стекаются полицейские, фургоны телеканалов, родители Эми — а в воздухе виснет предчувствие скандала в медиа, отчаянно ищущих козла отпущения. Слишком расслабленный для таких обстоятельств Ник лучше всего годится на эту роль.
 
Переключаясь между хрониками расследования и флешбэками, иллюстрирующими лучшие для Даннов дни их бруклинской жизни, Финчер создает на экране мутное ощущение постепенного распада этого отдельно взятого брака. Его кадры не обжигают, но леденят зрителя — и это холод, достойный морга. После трепета, с которым он обращался с «Девушкой с татуировкой дракона», приятно также видеть, как ловко здесь Финчер прибавляет первоисточнику, бестселлеру Гиллиан Флинн, мощи и подтекстов — критикуя таблоиды, службы правопорядка и да, институт брака как таковой.
 
«Исчезнувшая» при всех своих намеках на преступную деятельность разыгрывает в сущности печальную мелодраму — пока не происходит кое-что, о чем должен промолчать любой приличный критик, и фильм не превращается в нечто прежде невиданное, болезненную, кружащую голову сатиру на превратности брачной жизни. Не будем раскрывать других секретов «Исчезнувшей», кроме очевидного: Дэвид Финчер куда значительнее того ярлыка стильного циника-перфекциониста, который на него часто наклеивают. Смотрите и будьте обведены вокруг его пальца — это несравненно.

Области тьмы (реж. Нил Бергер, США, 2011)

Криминальный роман о химии, улучшающей жизнь — бездарный писатель становится миллионером, съев чудо-таблетку. Роберт Де Ниро в привычной роли искусителя. Эдди Мора (Брэдли Купер) идет на дно: девушка ушла, из дома выселяют, аванс за роман в жанре «боевая фантастика» давно пропит — а ни строчки пока так и не написано. По счастью, слоняющемуся по улицам горе-писателю встречается знакомый барыга, предлагающий Эдди лекарство от writer’s block — таблетку, которая позволит ему задействовать мозг на все 100 процентов. Стоит Эдди принять наркотик, как его сознание и правда начинает функционировать на манер суперкомпьютера. Написав под приходом 40 страниц, фантаст бежит за добавкой — а найдя дилера с простреленным черепом, прибирает к рукам сразу весь запас заветных колес.

Сюжетом о волшебных таблетках (Эдди бросает беллетристику и идет с их помощью зашибать миллионы на Уолл-Стрит) режиссер Бергер маскирует расхожую историю лузера, продавшего душу дьяволу. Натуралистичная поэма ломок и отходняков, тяжеловесная проза приходов и авантюрная канитель с русскими бандитами служат здесь лишь иллюстрациями; в сердце же фильма оказывается хроника появления стального огонька в глазах бесталанного, но душевного писаки. По всем правилам многочисленных прочтений «Дьявола и Дэниела Уэбстера» есть тут и отчужденные переменами героя близкие, и предательство наставника — нет же только финального раскаяния. Благодаря этому нюансу «Области тьмы» и вовсе чуть ли не переходят в регистр социальной сатиры — куда бы, вы думали, направляется Эдди, покорив Уолл-Стрит? Конечно, в большую политику.

Подмена (реж. Клинт Иствуд, США, 2008)

Лос-Анджелес, 1920-е годы. Девятилетний сын телефонистки Кристин Коллинз (Джоли) исчезает из дома. Через несколько месяцев полиция вручает матери совсем другого мальчика, а в ответ на понятное возмущение Кристин направляет ее на лечение электрошоком. Одновременно где-то далеко за городом, на одной из ферм, обнаруживаются захоронения с детскими костями. Режиссер «Подмены» Клинт Иствуд настаивает на документальности всего происходящего с мисс Коллинз, предваряя действие титром The True Story, которое читается по-толстовски: «быль». Полное леденящих кровь подробностей дело Коллинз было выкопано сценаристом Майклом Стражински из мусорной корзины полицейского управления Лос-Анджелеса. Для выдуманной истории в фильме и правда всего слишком много — и страданий, и зла, и безнадежности, и мужества, и несправедливостей, и справедливости. Медсестры с улыбками мисс Гнусен, продажные копы, отталкивающая сама по себе физиономия фермера-душегуба, чрезмерно обезображенная гримасой ужаса перед казнью. Но «Подмена» — не триллер и не судебная драма. Несмотря на обилие злодейских типажей, детектив Иствуда — о бессилии преодолевшего множество обстоятельств героя перед равнодушием фатума. Человек может победить коррупцию и поменять власть в городе. Суд может приговорить маньяка к смерти через повешение. Однако ни то ни другое никак не отразится на судьбе пропавшего ребенка. Когда смотришь на увядающую, усталую, тощую героиню Джоли с воспаленным багровым ртом, на ум снова приходит Лев Николаевич. «Подмена» — правдивая, но чудовищно неправдоподобная, стопроцентно голливудская трактовка известной басни о двух лягушках в крынке с молоком, одна из которых утопла без лишних движений, а вторая упорно взбивала масло. Финальные титры сообщают, что Кристина Коллинз продолжала безрезультатно барахтаться до конца своих дней. 

Догвилль (реж. Ларс фон Триер, Дания, 2003)

Кто еще не видел этот жесткий фильм, ломающий традиции кино, пусть знает: действие происходит в театральных, весьма условных декорациях, изображающих крохотный и затерянный американский городок Догвилль. В нем появляется молодая женщина Грэйс (Кидман), скрывающаяся от гангстеров. Однако трудно решить, кто страшнее: гангстеры или честные обыватели.