Лучшие французские комедии

В СССР французские комедии всегда пользовались особой любовью, и до сих пор в нашей стране восхищаются многими французскими актерами и ценят кино Франции. Возможно, дело в том, что европейский юмор ближе по менталитету к нашему, и самыми смешными комедиями мы традиционно считаем французские. Представляем топ-10 лучших комедий, которые подарила нам Франция.

Игрушка (реж. Франсис Вебер, 1976)

«Игрушка» традиционно занимает первые места в любом рейтинге мировых комедий. Франсуа — безработный журналист. После многих месяцев поиска работы ему удается устроиться в газету «France Hebdo». Первым серьезным заданием Перрена стало написание статьи о магазине игрушек, принадлежащем, как и сама газета, одиозному миллионеру Пьеру Рамба́лю-Коше. Хозяин правит своей финансовой империей, как диктатор, глубоко презирая всех подчиненных (к примеру, приказывает уволить одного журналиста только за то, что у него влажные руки). В магазине Перрен попадается на глаза сыну миллионера, Эри́ку, которого привели для покупки игрушки за хорошее поведение. Мальчику понравился сам Перрен, и он безапелляционно заявляет, что хочет именно его в качестве игрушки. Перрен протестует, но директор магазина и главный редактор газеты Бленак все же уговаривают его поселиться на некоторое время в доме миллионера, чтобы выполнять все прихоти сына. 


Откройте, полиция! (реж. Клод Зиди, 1984)

Опытный полицейский-пройдоха (Нуаре) обучает хитростям мошенничества своего юного напарника-идеалиста (Лермит). Напарник так входит в раж, что затмевает своего насквозь коррумпированного наставника. Восхитительный юмор и блистательная игра актеров снискали славу фильму сначала во Франции, а затем в СССР, США и других странах. Премии «Сезар» за лучший фильм и режиссуру. 


Невезучие (реж. Франсис Вебер, 1981)

Конечно, наш список комедий Франции был бы неполным без этого культового фильма. Дочь президента крупнейшей корпорации, обладающей свойством притягивать к себя все несчастья и беды, похищает гангстер на одтыхе в Мексике. Больше месяца ее искали полиция и опытнейший частный детектив Кампана (блестящая роль Депардье). Тогда один из сообразительных сотрудников компании предложил послать на розыски своего работника (Ришар), обладающего таким же свойством — если в комнате среди множества стульев был один с подпиленными ножками, то он садился именно на него. И вот Депардье и Ришар отправляются на поиски, образуя неожиданно удачный дуэт. И план сработал — «невезучие» переживают массу умопомрачительно смешных приключений и находят бедолагу. Остроумнейший сценарий Колетт Крочо.


Разиня (реж. Жерар Ури, 1965)

Безумно смешная комедия в которой Бурвиль в роли «разини», эдакого «человека рассеянного», буквально притягивающего к себе всякого рода беды и несчастные случаи, попадает в самую ужасную ситуацию. В него врезалась машина черного дельца и мафиози Луи Де Фюнеса, когда он собрался в отпуск в Италию на своей колымаге, и последний предложил ему поехать отдыхать на роскошном белом кадиллаке. Все было бы прекрасно, но мафиози нафаршировали машину драгоценностями и героином, чтобы переправить все это контрабандой. И это еще не все: сценарист и режиссер Жерар Ури заставил Де Фюнеса сыграть еще одну роль - роль итальянского мафиози, который должен ограбить французского Де Фюнеса. Великолепная игра выдающихся французских комиков заставит вас смеяться до колик. 

 

Артист (реж. Мишель Хазанавичус, 2011)

Джордж Валентин (Жан Дюжардан) — звезда немого Голливуда конца 20-х. Он знаменит, статен, а с его широкой улыбкой по очаровательности может сравниться лишь всюду сопровождающий его терьер. Но с приходом в кино звука Джордж стремительно выпадает из контекста, оказываясь не в силах преодолеть гордыню и верность традициям. И вот на всех постерах уже красуется бывшая статистка Пеппи Миллер (Беренис Бежо), которую, по иронии судьбы, именно Джордж буквально втащил на олимп. У бывшего же любимца публики в век говорящего кино не остается ничего, кроме маленькой собачки и километров бесхозного целлулоида. 

 

Амели (Жан-Пьер Жене, 2001)

Сказка о нежном и безумном эльфе с Монмартра, в руках которого — судьбы всех близких. Фильм стал одним из символов Франции, а сыгравшая Амели Одри Тоту отобрала корону главной актрисы страны у самой Катрин Денев. Плюс сказочный саундтрек Яна Тьерсена.


Вальсирующие (реж, Бертран Блие, 1974)

Большой хит во Франции 1970-х, эта эксцентричная сатира не без удовольствия дает двоим своим героям-смутьянам во всей красе продемонстрировать обществу средний палец. Эскапады парочки включают автоугон, ограбление, секс втроем и всевозможные мелкие хулиганства и оскорбления, а развитие персонажей ограничивается разве что постепенно появляющейся придирчивостью в выборе объектов для совокупления. Бросая девушку, которая не может испытывать оргазмов, они цепляют только что вышедшую из тюрьмы женщину постарше — в надежде, что она умирает от желания кончить (так и есть — причем в буквальном смысле).


Дед Мороз — отморозок (реж. Жан-Мари Пуаре, 1982)

Культовая классика для нескольких поколений французов, «Дед Мороз — отморозок» поставлен по одноименной пьесе, причем написанной игравшими и в ней, и в экранизации актерами. Черная комедия, под завязку упакованная острыми, политически провокационными репликами, не щадит никого — ни богатых, ни бедных, ни католиков, ни иммигрантов, ни трансвеститов, ни прокаженных. Ни даже Деда Мороза. Подобный агрессивный, колючий тип юмора в современной французской комедии уже, увы, почти не встретить.


Мой дядюшка (реж. Жак Тати, 1958)

Первый цветной фильм великого французского комика — блестяще, обманчиво просто ломающий комедию на контрасте между соседями, обитающими в автоматизированном модернистском доме педантами Арпелями, и беспорядочным, рассеянно-богемным месье Юло, любимым персонажем Тати. Некоторые эпизоды чуть затянуты, но большинство незабываемо смешны, наблюдательны и всегда идеально технически выстроены. Безумные гаджеты Арпелей скрежещут и рычат, высокие каблуки цокают как метрономы, и даже страдающая от депрессии такса в тартановом плаще подчиняется уморительному, проникновенному видению Тати.


Американская ночь (реж. Франсуа Трюффо, 1973)

Если эта деликатно циничная, в духе «нового Голливуда» сатира Франсуа Трюффо и учит нас чему-то о радостях и печалях кинопроизводства — то тому, что мы должны видеть в режиссерах социальных и профессиональных хамелеонов. Ведь это им выжимать чувства из актеров, а деньги — из инвесторов. Это им страдать в реальной жизни, чтобы транслировать человеческую природу на экране. И это им сдерживать космическую ярость, когда главная звезда заявится на площадку пьяной, а дрессированный котенок откажется повиноваться. В пантеоне фильмов о кино «Американская ночь» занимает место где-то между «8 ½» с их техничными неврозами и тепло-ностальгическими «Поющими под дождем». Трюффо сам саркастично играет главного героя-режиссера — но при этом дает понять: даже когда в результате получается полный трэш, режиссер всегда стремится быть творцом.