Брось свою работу, стань…

Брось свою работу, стань…

Анна Балуева   21 июня 2016
6 мин
Брось свою работу, стань…

Кладоискателем.

Оказывается, идти с лопатой на Тверскую и выкапывать там сокровища не надо. Есть много более спокойных мест, где клады буквально валяются под ногами, считает Владимир Порываев, первый профессиональный кладоискатель России, в 2003-м официально открывший «Кладоискательскую контору Владимира Порываева».

В детстве Порываев зачитывался книгами Стивенсона и Джека Лондона, а «сокровища» начал искать еще в шестилетнем возрасте – откапывал старинные монетки на берегу ручья, где когда-то в древности проходила дорога. Он учился в МАДИ, был офицером спецслужбы, в 90-е руководил службой кадрового обеспечения крупной компании. Но в свободное время брал металлоискатель — и за город. Самая грандиозная его находка — две тысячи монет времен Ивана Грозного. В общем и целом Владимир ищет клады уже 39 лет свой 45-летней жизни и считает, что любой, кто хоть однажды выйдет с металлоискателем в поле, зайдет в дом под снос или залезет на забытый чердак, всерьез задумается над тем, а не бросить ли работу вовсе.

«Зароет человек свою кубышку возле забора, пойдет в лес, а там его медведь задерет. Все, кубышка становится кладом»

«Столько кладов, как в России, больше нигде в мире нет и не было. Банки у нас в стране появились только в середине XVIII века, а до этого их роль в России выполняли обычные горшки, куда складывали монеты, — это были сейфы, банковские ячейки. 
Спрячет человек свою кубышку под пол в углу или зароет возле забора и пойдет в лес — а там его, допустим, медведь задерет. Все, кубышка автоматически становится кладом. Представляете, сколько у нас в земле таких кладов? В нашей конторе в штате 10 профессионалов. Мы ищем клады и для себя, и под заказ. Для этого сотрудничаем с архивами, краеведами, археологами и местными жителями. Буквально в каждом селе есть легенда – или о том, что здесь жил жадный барин, или что дед трофей закопал. Нас просят это найти, и, что удивительно, ровно в половине случаев эти байки оказываются правдой.

«У нумизматов пятачок 1933-34 года стоит 18 тысяч рублей. А монетка 1927 года в пять раз дороже. Нашли две заработали 200 тысяч»

А сейчас кризис, зарплаты падают, а у кого-то ипотека, которую надо выплачивать. А искать клады — это хороший заработок, мой кладоискательский стаж 39 лет, так что можете мне поверить. Еще хорошо, что для этого дополнительного заработка не нужны какие-то большие вложения. Купите металлоискатель (он недорогой), и можно идти в поля. Только надо помнить, что есть ограничения: найденная вещь, которой больше ста лет, по закону — культурно-историческая ценность, и ее надо сдать государству. Но для начала можно неплохо заработать и на обычных советских монетах. Допустим, у нумизматов пятачок 1933-34 года стоит 18 тысяч рублей. А монетка 1927 года в пять раз дороже. Нашли две такие монетки — вот вам уже 200 тысяч. И все эти находки только растут в цене. Даже если вы найдете 20 монеток попроще, послевоенного выпуска (а это легко даже для новичка), вот вам минимум 2000 рублей. Но скорее всего, даже среди этих двадцати монет попадется такая, которая будет стоить несколько тысяч. Я, без шуток, считаю это хорошим подспорьем. Семья из четырех человек так может заработать тысяч сто в месяц. 

«У приличного копаря есть свой моральный кодекс. Он за возможность покопаться на чердаке бабушке-владелице и дров наколет, и денежек даст»

Я никого не призываю все сразу бросить и нестись в поля. Можно ведь заняться этим в выходные дни — как грибники или рыбаки. Вначале искательство станет вашим хобби, а потом может перерасти в бизнес. Вы узнаете «грибные» места, обзаведетесь техникой, а потом выберете «свой» вид кладоискательства. Есть подводное, пляжное (когда ныряют за потерянными украшениями), чердачное, военное, полевое, историческое, городское старательство. Хорошо бы знать географию и топонимику. Профи в нашем деле также знает историю, разбирает старославянский, знает почвоведение и ботанику. Он должен быть спортивен, чтобы за день пройти 20-30 километров, если требуется, — причем с лопатой, металлоискателем, едой, термосом и навигатором. Настоящий кладоискатель сначала ищет, где когда-то было жилье — село, городище. Лучше его искать там, где были торговые пути, где случались какие-то житейские катаклизмы и переустройства. У приличного копаря есть свой моральный кодекс. Он за возможность покопаться на чердаке бабушке-владелице и дров наколет, и денежек даст.

«С одного подъезда в доме под снос можно заработать минимум 15 тысяч»

Клондайком для кладоискателя могут стать дома под снос. Например, ветхие пятиэтажки, из которых люди уже выехали. Представьте, сколько там всего запрятанного и забытого можно найти под старыми плинтусами, за брошенными шкафами (они сами по себе могут быть ценностью), на антресолях, в разных тайниках и кладовках? Для одного это ненужное барахло, а для другого — бесценный винтаж. Сейчас как раз есть большой спрос на вещи советского периода. За один поход можно спокойно заработать 15 тысяч с одного подъезда. А можно найти настоящие сокровища, которые у тебя купит ресторан или кафе с интерьером «под старину». Покупателем может стать и коллекционер, у которого загородный дом с винтажным дизайном.

«На пляже за день я нахожу по десять граммов золота, а если еще устроить пару заплывов минут по 40 с подводным металлоискателем, то и вовсе хорошо»

Мы, например, каждое лето семьей едем в Крым. Я там за один день нахожу у берега граммов по десять золота — разные украшения, кем-то утерянные зачастую еще в советское время, а спустя много лет выброшенные волной. По закону это — находка, и я могу взять ее себе. Теперь считаем: один грамм золота стоит 1500 рублей, значит, я за день, не особо утруждаясь, могу заработать 15 тысяч. А если еще устроить пару заплывов минут по 40 с подводным металлоискателем, то и вовсе хорошо. В том числе и для здоровья.