Начиная с IV века до нашей эры, когда афинский скульптор Пракситель впервые в Европе изобразил обнаженную женщину, художники обращаются к этому сюжету снова и снова. Time Out нашел восемь лучших образцов жанра в музеях Москвы.
Previous

Джулио Пиппи, прозванный Романо. «Дама за туалетом, или Форнарина», начало 1520-х

1/8

Джулио Пиппи, самый талантливый ученик Рафаэля, уже после смерти своего наставника написал портрет его любовницы. История Форнарины и Рафаэля стала настоящей легендой: девушка была дочерью римского пекаря, художник встретил ее случайно, влюбился и выкупил у отца за 3000 золотых. Форнарина оставалась с живописцем 12 лет — до самой его кончины. Но, по слухам, верностью она не отличалась: заводила романы и с заказчиками, и даже с учениками великого Санти. Получив по завещанию после смерти Рафаэля немаленькое состояние, девушка продолжала вести распутную жизнь и была, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок. Впрочем, существует и второй вариант легенды: он гласит, что взаимное чувство Рафаэля и Форнарины было чистейшим и не имело себе равных, а все вышесказанное — неправда.

Двусмысленность истории проявилась и в произведении Романо: до ХХ века Форнарина на его картине восседала одетой в голубое платье, а потом реставраторы расчистили верхний красочный слой и вернули девушку ее в первозданное состояние. По словам искусствоведов ГМИИ, «художник специально акцентировал наготу с помощью прозрачной вуали, которая не столько скрывает женские прелести дамы, сколько призывает напрячь зрение, чтобы их разглядеть».

ГМИИ им. Пушкина

Next