Лучшие спектакли марта

Константин Богомолов играет у Кирилла Серебренникова, Дмитрий Крымов пересказывает «Онегина» своими словами, а Хайнер Геббельс взрывает русский театр — семь лучших театральных событий месяца в обзоре Time Out.

«Саша, вынеси мусор», ЦИМ

Один из лучших спектаклей Виктора Рыжакова по новой пьесе Натальи Ворожбит. В небольшом фойе пахнет стряпней. На крошечной эстраде, где декорации заменяет видео, две актрисы, Светлана Иванова-Сергеева и Инна Сухорецкая, играют мать и дочь. Они готовят поминки по мужу и отчиму — офицеру Саше, умершему не под пулями, а в собственной ванной. И вот уже поминки справили, ограду поставили, а все еще с ним разговаривают: Саша то, Саша это. Саша — актер Александр Усердин — присутствует рядом. Дело происходит в Украине: война рядом, защищать баб некому. До того некому, что, видно, придется Саше воскресать.

3 и 4 марта, 20.00

 

«Машина Мюллер», «Гоголь-центр»

Фото с репетиции

«В принципе, на сцене должны быть продемонстрированы все варианты половых отношений. То есть граница между театром, отображением и реальностью должна быть в этом пункте перейдена», — так сам Хайнер Мюллер, один из главных драматургов европейского театра последних 30 лет, писал о своем «Квартете» — переложении «Опасных связей» Шодерло де Лакло на язык современных чувств. Переложение вполне радикальное: любовники виконт де Вальмон и маркиза Мертей совращают друг друга, меняясь ролями и полами.

Мертей и Вальмона в спектакле Кирилла Серебренникова играют Сати Спивакова и Константин Богомолов. Кроме «Квартета», в спектакль вошли тексты из пьесы «Гамлет-машина», а также дневники и письма Мюллера — умнейшего и тончайшего постмодерниста. За хореографию отвечает Евгений Кулагин: такого умения превратить обнаженную натуру в скульптуру в нашем театре не найти.

4–8 марта, 20.00


 

«Носитель. Избранное», «Театр.doc»

Актер Алексей Юдников — очень необычный человек. Он круглый год ездит на велосипеде, не хочет играть в академических театрах и обожает спойлеры — например, на каждом спектакле пересказывает залу сюжеты самых разных фильмов. При этом никто из зала не уходит, потому что так смешно и точно рассказывать больше никто не умеет.

7 марта, 20.00

 

«Онегин. Своими словами», «Школа драматического искусства» (на верхнем фото)

Спектакль, которым, как сказано в программке, лаборатория Дмитрия Крымова открывает серию из четырех постановок для детей, подходит и для родителей. Здесь вам нацепят бумажный бант, расскажут, как был устроен театр XIX века, и живо изобразят, как негодница Татьяна (Анна Синякина) гоняла старушку-няню открывать и закрывать окно, пока писала свое любовное послание. А еще напомнят о том, как больно бывает оглянуться на свою жизнь и понять, что самое важное в ней ты, оказывается, проморгал. Дорогого стоит финал, в котором наряженный во фрачную пару актер лежит в луже киселя — никакой он не Пушкин, но почему-то подступают слезы за так рано и нелепо закатившееся солнце русской поэзии.

13 марта, 19.00

 

«Бунтари», МХТ им. Чехова

23-летний Александр Молочников выпустил свою вторую постановку — рок-спектакль о судьбах русских бунтарей и бунта, который Пушкин называл бессмысленным и беспощадным. Пушкин, кстати, на сцене тоже присутствует — это актер Григорий Сиятвинда, который беседует с Николаем I, раскатывая на роликах. Спектакль вышел не во всем логичным, но веселым, громким и с бешеным драйвом — как еще рассказать о том, что лучшая часть интеллигенции шла в декабристы и бомбисты, а любой порыв к свободе оборачивался новым террором. 

13 и 14 марта, 19.00


 

«Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», «Электротеатр Станиславский»

Тончайший авангардист не только немецкого, но и всего мирового театра, режиссер и музыкант Хайнер Геббельс поставил в Москве новую версию своего спектакля. Ученого и философа Макса Блэка играет Александр Пантелеев, превращающий сцену в лабораторию для экспериментов: актер сам ставит свет, извлекает огонь и создает саундтрек из побочных звуков вроде стука крышки кофейника. Трудно сказать точно, что пытался доказать Макс Блэк своими опытами, но вот Хайнер Геббельс доказал главное: кроме слова и линейного сюжета, в театре есть еще миллион возможностей.

14–17 марта, 20.00

 

«Игорь Миркурбанов и Red Square Band», театр фольклора «Русская песня»

Звезда спектаклей Богомолова явно не желает вписываться в привычные актерские рамки и дает сольный концерт вместе с оркестром Red Square Band. «Ванинский порт», «Темная ночь», песни Галича и одесский фольклор, Шнур и «Пинк Флойд», русский, английский и иврит — все прекрасно уживается вместе. И жара на этих концертах стоит полная. Не будем никого искушать сравнениями, однако такой музыкальный темперамент у драматических артистов встречается редко. Отдельный пункт — то, как Миркурбанов общается с оркестром. Вряд ли этому учат в консерватории (и такой диплом имеется в послужном списке артиста) — этому научить нельзя.

23 марта, 20.00