Москва
Москва
Петербург
Иэн Маккелен: «Меня останавливают на улице, чтобы сказать «спасибо». Об этом мечтает каждый актер»

Иэн Маккелен: «Меня останавливают на улице, чтобы сказать «спасибо». Об этом мечтает каждый актер»

В фильме «Мистер Холмс», только сейчас выходящем в прокат (хотя его можно было посмотреть в Москве осенью на фестивале британского кино), знаменитый актер сыграл Шерлока Холмса сразу 93-летним стариком и 66-летним сыщиком перед его уходом из профессии.

Вы вообще мечтали сыграть Шерлока Холмса?

Мне никогда не приходило в голову, что я могу его сыграть. Но точно так же я не думал, что сыграю Гитлера, но сделал это, потому что мне очень понравился сценарий.

Шерлока Холмса кто только не играл. У вас есть любимое исполнение этой роли?

В 1980-х была серия британских телефильмов о Холмсе, где его играл актер Джереми Бретт — играл как живого человека с настоящими проблемами, а не просто как сыщика, который раскрывает сложные дела. У его Холмса была интересная внутренняя жизнь. Когда я начал играть Шерлока, я вспоминал именно версию с участием Бретта.

Второй по значимости герой в «Мистере Холмсе» —​ мальчик, которому примерно столько же лет, сколько было вам в середине 1940-х, когда происходит действие. Вам это как-то помогало в работе?

Вы знаете, помогало! Я прекрасно помню день, когда закончилась Вторая мировая, как праздновали его в моем родном Блэкберне, фотографии короля с королевой, освещенные фейерверком. Да, я как раз был таким ребенком, когда Шерлок Холмс уже как раз ушел на покой.

«Я совсем не ощущаю себя бессмертным, как это было в юности»

Тяжело играть немощную старость? Все-таки вашему Холмсу уже 93 года.

Я и сам уже старик — вышел на пенсию десять лет назад. Так что я представляю себе, какие ограничения накладывает на тело возраст. Я, конечно, моложе Холмса в этом фильме, и я чувствую себя моложе. Но играть то, что когда-нибудь сам будешь испытывать — не так уж сложно для актера.

Но вы находитесь в очень хорошей форме. Как вам это удается?

Нужно продолжать работать, двигаться, заниматься спортом, поддерживать активность мозга, получать удовольствие от жизни и от самого себя. Именно так можно оттянуть наступление немощной старости. Конечно, рано или поздно она все равно наступит. Я совсем не ощущаю себя бессмертным, как это было в юности. Мы все умрем, важно, как прожить жизнь.

Вы стали знаменитым довольно поздно для актера. Сейчас вам не кажется, что лучше, когда слава не приходит в 20 лет?

У моего поколения есть такой термин «расцвет жизни» — когда вы уже остепенились, заработали какие-то деньги, и ваша жизнь более или менее устроена. Со мной так получилось, что во время моего расцвета я стал знаменитым. Это было неожиданно, но мне грех жаловаться. Меня узнают на улице, но не так часто, чтобы это мешало моей ежедневной жизни. И обычно останавливают, чтобы сказать «спасибо». Об этом мечтает каждый актер.

Возможно, вас не так часто узнают, потому что в жизни вы не носите бороду, как Гендальф, или шлем, как Магнето.

Наверное, вы правы. Как-то я возвращался в переполненном поезде из Манчестера и оказался рядом с двумя актерами из сериала «Улица Коронации». Так вот, их замучили соседи по вагону просьбами о селфи. На меня никто не обращал внимания. Только когда я уже сходил с поезда, кто-то сказал: «Привет, Питер». Видимо, приняли меня за Питера О’Тула.

Но при этом вы много работали на сцене еще с 60-х годов. Вас не обижало, что о вас широкая публика ничего не знала, пока вы не стали сниматься в голливудских блокбастерах?

Это наша актерская судьба. Как-то в 1969-м мое исполнение в «Ричарде II» получило очень много хвалебных рецензий, в которых меня называли «открытием», хотя я работал в театре уже семь лет. Но мне повезло, что мои ранние работы не сохранились — не так уж хороши они и были.

Я всегда хотел спросить: как вы работали в 1993-м с Уиллом Смитом в «Шести степенях отчуждения»? Это ведь одна из его первых ролей в кино, и он играл гея.

Он уже тогда был звездой и приехал на съемочную площадку с огромной свитой — членами семьи, агентом, пиар-менеджером, преподавателем актерского мастерства, даже няня приехала! С ним было приятно работать, он хороший актер. Но он отказался перед камерой поцеловать другого парня, хотя эта сцена была прописана в сценарии. Поэтому я, встретив его на одном из показов фильма, прилюдно поцеловал его в губы — показал, что ничего криминального в этом нет.

«Теперь молодые актеры просто не выживут. Они все подолгу работают в кофейнях, пока не смогут позволить себе жить на актерские заработки»

Насколько сейчас легче или сложнее пробиться молодому актеру, чем полвека назад?

Сейчас очень сложно получить первую работу — актеров много, и новичков берут неохотно. Везет тем, у кого привлекательная внешность, у кого правильный акцент — у них больше шансов получить первую роль и привлечь к себе внимание. В моей молодости ты мог годами оттачивать свое мастерство в театре. Но сейчас в Лондоне такие цены, что молодой актер просто не выживет. Они все подолгу работают в кофейнях, пока не смогут позволить себе жить на актерские заработки.

А как вы живете в Лондоне с такими ценами?

Лондон — большой город, он постоянно меняется. Здесь всегда так или иначе будет интересная артистическая жизнь, которая позволит зарабатывать. В Нью-Йорке сложнее. Манхэттен — остров, и после того, как оттуда выжили всех художников и других людей искусства, они туда больше не вернутся. В Лондоне же всегда есть место для всего.

Вы ощущаете себя лондонцем или все-таки уроженцем Ланкастера?

И тем, и другим! Я говорю с северным акцентом. Но Лондон стал моим домом с тех пор, как я окончил университет в 1964-м. Лондон есть за что любить. Здесь есть все: театр, искусство, кино… все, что хочешь. Когда мэр говорит, что Лондон — лучший город на свете, я про себя ему отвечаю: «Да, это так, но ты не имеешь к этому никакого отношения!».

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Мистер Холмс

Мистер Холмс

В конце 1940-х годов девяностотрехлетний Шерлок Холмс (МакКеллен) живет в фермерском доме в Сассексе со своей домработницей миссис Монро (Линни) и ее маленьким сыном Роджером. Давно отошедший от дел сыщика – теперь он разводит пчел и наводит порядок в покидающей его памяти. Холмс хочет написать роман о своем последнем деле, так неудачно, на его взгляд, зафиксированном доктором Ватсоном. Копаясь в воспоминаниях, он находит поддержку со стороны любознательного Роджера: вместе с мальчиком мистер Холмс реконструируют события тридцатилетней давности – в самом важном расследовании своей жизни. Экранизация романа Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса» (2005) от режиссера «Богов и монстров» (1998) и «Доктора Кинси» (2004) – неожиданный взгляд на давно знакомого героя, история о переосмыслении себя, старении и одиночестве.

Квентин Тарантино: «Мечтаю снять по-настоящему страшный фильм»

Квентин Тарантино: «Мечтаю снять по-настоящему страшный фильм»

Квентин Тарантино давно говорит, что после десятого фильма уйдет из кино. Идущая сейчас в кинотеатрах «Омерзительная восьмерка» — его восьмая по счету картина. Time Out узнал у знаменитого режиссера, можно ли легко уйти из профессии, которую так беззаветно любишь.

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация