Брось свою работу, стань…

Брось свою работу, стань…

Ксения Морозова   12 января 2016
13 мин
Брось свою работу, стань…

…сыроваром, флористом или создателем детских диапроекторов. Герои Time Out рассказали, как бросили работу ради мечты и не пожалели.

Алексей Андреев

До 27 лет работал в банке, потом занялся продажей автомобильных запчастей, а в 43 года стал сыроваром.

В моей семье – три поколения банкиров: дед, мама и старшая сестра. Я тоже получил финансовое образование и работал в банковской сфере. Поэтому, когда я решил резко поменять род деятельности, это стало достаточно жестким моментом – родственники были удивлены и расстроены. При этом в банке мне не было скучно, это было до кризиса 1998-го года, и каждый день появлялись новые проекты. Но мне очень захотелось посмотреть, что по ту сторону баррикад, окунуться в бизнес, сделать что-то свое. Я занялся автомобильными гонками, тюнингом, в 2002 году запустил свой бизнес и почти 15 лет занимался автомобильными запчастями. Это приносило и доход, и удовольствие.

Сейчас с этим бизнесом сложно, на рынке большое падение в связи с ростом курса и общим кризисом. Поэтому я начал искать другие возможности для самореализации. Вместе с женой и дочкой посмотрели в сторону того, что нам нравится – французские сыры и мясные деликатесы. 

Решили мы заниматься этим делом летом 2015-го, мне на тот момент уже стукнуло 43 года. Какое-то понимание тематики у нас было, мы Францию любим, часто туда ездили, дочка там училась. Она работает во французской фирме, которая занимается импортом сыров, знает про них все. Сначала мы попробовали делать сыры для себя, потом сделали побольше, дали друзьям, а они сказали, что готовы наш продукт покупать, и их друзья тоже готовы покупать. И мы стали делать все больше и больше. Сейчас мы делаем еще и французские мясные деликатесы – террины, все это расходится по знакомым и знакомым знакомых. В розничные магазины и сети мы пока не стучимся, для этого требуется значительное расширение производства и, соответственно, большие инвестиции. Мы нарабатываем технологию, опыт, рецептуру. Нам нравится то, что мы сейчас делаем. Нельзя сказать, что мы все бросили и куда-то уехали для занятия любимым делом – до этого пока не дошло. Но лично я своим старым бизнесом занимаюсь 10%, а 90% времени уходит на сыроварение и производство терринов. Плюс, конечно, это совсем новый для меня мир кухни, сыроделия, рецептов, технологий. Учусь на ходу, так сказать.

У нас сыроварению училась дочка, она получила сертификат государственного образца Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия в Угличе. Она и занимается непосредственно работой с молоком и его переработкой в сыр. А лично я занимаюсь аффинажем – это уже доводка, дозревание сыра. Чтобы получился камамбер, например, ему нужно пять недель созревания, и каждый день необходимо следить за тем, чтобы в холодильнике была соответствующая температура и влажность, емкости, в которых созревает камамбер, нужно каждый день протирать, сыр – переворачивать. Технологий очень много, все зависит от сорта сыра. Нам больше нравятся те, которых в России мало – камамберы, кроттены и вообще сыры с плесенью. С ними возни больше, зато и интереснее. Сыр – это живой продукт, плесень живет, и очень важно не пропустить тот самый момент – это по-настоящему творческий процесс. Алхимия, как говорят французы. Плюс на мне вся логистика.

Аффинажу я учился во Франции, мы там часто бываем, у нас там друзья, мы специально знакомились и посещали фермы, устраивали себе микро-стажировки. Перенимали опыт, записывали советы. Французы – люди очень коммуникабельные и добрые. Несмотря на санкции, с удовольствием нам все рассказывали. Мы и сейчас продолжаем общаться, в феврале я планирую поехать на единственную специализированную по сырам выставку в Париж. Может быть, нам удастся привезти оттуда кого-то из специалистов в сыроделии, чтобы нам помогли развить наш проект.

Вообще сырами сейчас многие занимаются. Это интересно, а хороших сыров сейчас днем с огнем не сыщешь. Есть агрохолдинги, которые выпускают условные сыры с плесенью, но сложно их назвать настоящими, похожими на французские.

Отдыхаем мало – делаем наши сыры и террины, подстраиваясь под рабочий график супруги и дочки. Но наши продукты нравится людям. И это нравится нам. Конечно, однажды в какой-то момент доход от этой деятельности достигнет необходимого уровня, и мы сможем уехать на ферму и заниматься только этим – а пока моя супруга продолжает работать бухгалтером, а вечерами и на выходных мы готовим.

Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев, возможно, к весне семья созреет, и мы все-таки решимся на переезд в так полюбившееся нам место – «Ферму для жизни» в деревне Дворяниново Тульской области. Нам уже сейчас предлагают деньги в качестве инвестиций для расширения, но мы очень осторожно относимся к чужим деньгам – хочется, с одной стороны, построить свое дело самостоятельно, а с другой стороны всегда существуют риски, из-за которых могут возникнуть трудности с развитием дела. Но мы смотрим вперед с оптимизмом.

 

Михаил Буховцев

В 35-летнем возрасте бросил топ-менеджерскую позицию в компании Huawei и начал создавать современные диапроекторы для детей.

За 12 очень насыщенных лет в Huawei Technologies (это всемирно известный производитель телекоммуникационного оборудования и потребительской электроники) я получил опыт в продуктовом маркетинге, развитии бизнеса, построении канала продаж и консалтинге.

Но в какой-то момент, примерно в 28 лет, я понял, что похож на лошадь с шорами, которая видит только то, что впереди. И необходимо делать что угодно, но выйти из столь понятного, но неинтересного течения событий – сначала в качестве хобби, а потом уже из профессионального интереса. С 2010 по 2014 год я придумал, проанализировал и рассчитал полтора десятка бизнес-проектов. Для начала я начал делать лучший в мире органайзер – приложение для мобильных устройств. В то время был бум на мобильные приложения, идея имела смысл. Был создан прототип, сделан бизнес-план, потрачены первые инвестиции. Но в какой-то момент я понял, что не понимаю, как дальше все это приземлять. В то время я не знал про MVP, Customer Development и прочие полезные подходы Lean Startup. Проект был поставлен на паузу, а я решил учиться.

Несколько лет я погружался в тему стартапов, пытался понять, как все это работает. Мне повезло, я попал в школу «Яндекса» Tolstoy Summer Camp, застал еще Илью Сегаловича. В «Яндексе» были сформулированы зачатки идеи «МУЛЬТиКУБИКа». Потом мне удалось пройти курс стартап-академии «Сколково», в рамках которой уже разрабатывался выход тестового продукта на рынок. А начиналось все с Harvest в 2012 году – эти отличные трехдневные мероприятия до сих пор периодически проводятся организаторами коворкинга и акселератора Tceh.com для тех, кто начинает бредить идеями, но не знает, что с ними делать.

В 2012 году я наткнулся на тему карманных проекторов, и дальше все развернулось. В какой-то момент мне понравились маленькие мобильные гаджеты, которые на любой поверхности показывают хорошее изображение. Так как я часто делал презентации, все началось с профессионального интереса. Я часто ездил в Азию и за пару лет собрал целую коллекцию проекторов.

Как-то раз я решил что-то показать дочке на ночь. Нашел приложение с диафильмами, соединил устройства кучей проводов, было ужасно неудобно, но дочке понравилось. Вспомнился ритуал совместного просмотра диафильмов, который объединял детей и родителей в нашем детстве. Как вы помните, диафильмы были у 80% семей в России в 1960-1990 годах. Так и родилась миссия не дать хорошим традициям закончиться и возродить их в формате Диафильм 2.0.

Так мы и создали «МУЛЬТиКУБИК» – миникинотеатр с уже подобранными мультфильмами и диафильмами, а главное – с современными способами обновления сказок и новыми причинами провести время вместе с ребенком.

Сейчас мы полностью производим аппаратную базу миникинотеатров под брендами «МУЛЬТиКУБИК» (МУЛЬТиКУБИК.рф) для российского рынка и CINEMOOD (CINEMOOD.com) для рынков США, Европы и СНГ. Совместно с методистами составляем наборы лицензионных мультфильмов, которые можно обновить через наш «Магазин сказок» multikubik.com.

За прошедший 2015 год мы распродали всю тестовую партию первой версии продукта. Протестировали рынок, научились строить каналы продаж, получили лояльную аудиторию и заключили множество партнерств в области контента, производства и международных продаж. В начале 2016 года в дополнение к российскому открываются филиалы CINEMOOD в Корее и Калифорнии.

Большинство проектов умирает на начальной стадии, потому что люди не знают, что делать. Кто-то мне рассказывал, что в «Яндексе», например, 20% сотрудников – активные предприниматели, уже прошедшие первые ошибки своих проектов и пришедшие за опытом масштабирования инноваций в корпорацию. С другой стороны, во время любого обучения всегда естественным образом обрастаешь командой, партнерами и корректируешь стратегию.

Спустя полгода после официальной регистрации проекта «МУЛЬТиКУБИК» я ушёл из Huawei. Я благодарен своим коллегам, давшим мне огромный опыт в разработке, маркетинге и продажах аппаратных продуктов. Я рад, что могу использовать свои навыки, реализуя при этом важную социальную функцию возвращения добрых семейных традиций.

Можно ли совмещать запуск своего проекта с работой или нужно сначала все бросить? Мне кажется странным уходить в никуда – у всех есть семьи. Я считаю, что совмещать – это правильно. Я ушел, когда была проверена ключевая гипотеза, проект стал генерировать выручку, и я уже должен был уделять внимание только одному проекту.

Все ли люди предприниматели? Скорее нет, чем да. Многим людям комфортнее работать в корпорации, и это не хорошо и не плохо. Всем нам необходимо созреть для того, чем мы хотим заниматься. И вовсе не каждому нравится работать 16 часов в сутки без выходных, без стабильного и предсказуемого будущего.

 

Мария Амельчук

В 28 лет бросила офисную работу и стала флористом.

Раньше я работала в компании «Первый канал. Всемирная сеть» в течение восьми лет, занималась там организацией бизнес-поездок. Как-то к нам в офис стали приносить очень красивые букеты – неподалеку открылся новый цветочный. Эти букеты отличались от привычных роз с гипсофилой в ужасных обертках. Я на это посмотрела и подумала, что время после работы у меня есть, почему бы и не научиться собирать действительно красивые букеты. Я нашла одну из лучших школ в Москве «Николь» и пошла на десятидневный базовый курс – ради веселья, любопытства и собственного удовольствия. Проучилась десять дней и поняла, что жить я без этого больше не могу, и через полгода вернулась туда уже на двухгодичный курс флористов-дизайнеров, но совмещала занятия с работой – они обычно шли по выходным.

Последние два года я все время думала: «Боже, ну когда же я уволюсь, как мне надоела эта офисная рутина и бесконечный  "день сурка"». Но до того как я начала учиться на флориста, я не знала, куда уходить. Потому что устраиваться в другой офис и заниматься тем же самым – бессмысленно, это рано или поздно надоест так же.

Год назад в компании сменилось руководство, началась реструктуризация, было очень много некрасивых ситуаций, и крайней точкой была встреча с новым директором, после которой я поняла, что работать мы вместе не сможем. После этого я ушла из компании и думала, что для начала приобрету опыт, поработаю в каком-нибудь салоне.

У меня не было четкого плана, но было ощущение, что теперь, наконец, можно делать все, что захочется. Я пребывала в состоянии постоянного предвкушения прекрасного, был такой невероятный душевный подъем, и в этот момент мы и встретились с девочкой, с которой познакомились на том двухгодичном курсе, и за кофе неожиданно для себя решили, что надо идти регистрировать ООО. И через две недели мы зарегистрировали фирму, сняли помещение, закупили все необходимое и открыли мастерскую «Цветные радости» на «Комсомольской».

Начинали мы при помощи друзей и знакомых, которые вдохновились нашей историей. Потому что вокруг много людей, которые занимаются нелюбимым делом — офисная работа вряд ли кому-то приносит настоящее удовольствие, и всех наш поступок восхищал, все хотели помочь. У нас не было знакомств, связей, инвесторов, но все довольно быстро закрутилось. Через месяц работы у нас разместила корпоративный заказ компания Deloitte & Touche, и это было для нас очень важно, мы поняли, что все-таки справимся.

Мы открылись незадолго до Нового Года, и через неделю грянул кризис. Мы, конечно, не были к такому готовы, но если бы он случился месяцем раньше, мы бы все это не начали. Так что, можно сказать, нам даже повезло. Нас пугали санкциями, запретом ввоза цветов, но пока все решается, цены стабилизировались, и я очень благодарна случаю, что все так получилось.

Я давно хотела открыть свое дело, но очень боялась. Это совсем другой род ответственности. Особенной поддержки от самых близких людей – родителей – я не видела, потому что им тоже было очень страшно. Они не понимали, как можно бросить работу со своевременными ежемесячными выплатами, со страховками, пенсионными отчислениями и прочими атрибутами работы в большой стабильной компании и начать заниматься тем, в чем у тебя толком нет опыта. Но в какой-то момент я поняла, что либо я попробую это сейчас, пока мне позволяет семейное положение и возраст (я понимаю, что чем позже, тем сложнее), либо не сделаю никогда.

Первое время было тяжело, но мы были к этому готовы. Все, что можно было, отдавали бизнесу, а сами ходили весь год в одних джинсах. Сейчас мы уже вышли на уровень, на котором можно достойно существовать. Да, конечно, хочется бОльших масштабов. Мы сейчас прописываем план развития – раньше мы все это называли «бизнесом на коленке», сейчас решили серьезно подойти к этому вопросу, получить инвестиции, открыть салон, за год мы приобрели полезные знакомства и познакомились с заинтересованными людьми.

Сейчас я себя в офисе не вижу вообще. В тяжелые моменты у меня были мысли подработать, но только в сфере флористики. Но даже подумать о возвращении в офис я не могла.

Почему так получилось, что я восемь лет занималась не своим делом? Я заканчивала школу в 16 лет. Я очень мало знаю людей, которые действительно в 16 лет знали, чем они хотят заниматься. Наши желания и представления в этом возрасте формируют родители, учителя, СМИ, мы легко внушаемы и управляемы. Когда я оканчивала школу, очень модными были слова «маркетинг» и «менеджмент», никто не знал, что это такое, но всем очень хотелось. Я пошла учиться на менеджера организации, мне казалось, что это что-то невероятно интересное. Довольно быстро я поняла, что ничего интересного именно для меня в этом нет. Я училась много, совершенно полярным вещам и профессиям, приобрела колоссальный опыт в разных сферах, разбираюсь во многих вопросах совершенно разного характера и, в общем, благодарна жизни,  что самоопределение длилось у меня почти десять лет. Ни о чем не жалею, потому что все, чего нам хочется, приходит к нам обязательно, если этого очень сильно хотеть и быть готовым к переменам.