Москва
Москва
Петербург
Дэнни Бойл: «Интересно снимать кино про человека, изменившего правила игры»

Дэнни Бойл: «Интересно снимать кино про человека, изменившего правила игры»

Режиссер «Стива Джобса» о подвиге Майкла Фассбендера и сиквеле одного всеми любимого фильма.

Дэнни Бойл вспоминает о стародавних временах, когда компьютеры были большими, занимающими целые комнаты махинами, которые мелькали сотней огней. «Большая часть читателей Time Out вряд ли их помнит. Но эти компьютеры выглядели устрашающе, — смеется режиссер. — Каждый раз, когда происходил прорыв, например, машина обыгрывала шахматиста, все начинали вздыхать, что наступает конец времен». Но вместо всадников апокалипсиса пришла компания Apple — и с iPhone поместила технологии в карман. Архитектор этой цифровой революции теперь стал героем нового фильма Бойла — нестандартного байопика «Стив Джобс» с Майклом Фассбендером в главной роли. Основанное на дотошном сценарии Аарона Соркина («Социальная сеть») кино рассказывает о подготовке трех легендарных запусков продуктов Apple: в 1984-м, 1988-м и 1998-м.

 

В фильме Джобс говорит, что он не музыкант, а дирижер, отвечающий за целый оркестр. Чувствовали сходство с профессией режиссера?

Это парадоксально, не правда ли? Джобс не умел программировать, у него не было и никаких инженерных навыков. Он даже не был дизайнером. У него просто был хороший вкус — которому он пытался подчинить всех и вся. У него было то, что называется видением. И да, именно собственное уникальное видение отличает хороших режиссеров.

Вы интересовались судьбой Джобса до того, как взялись за кино о нем?

Не особенно. У меня была некоторая продукция Apple, и я видел пару его презентаций. Это неудивительно — они были событиями всемирного масштаба. После Джобса каждый антрепренер, хочет он того или нет, должен надеть что-то показательно ординарное, нацепить микрофон и лично выйти на сцену, чтобы представить очередную передовую зубную щетку. Стив изменил правила игры.

Если не фигура самого Джобса, то что привлекло вас к этому проекту?

Перспектива использовать язык как кинематографический инструмент. Гениальность героя обычно невероятно трудно передать в кино. Тебе приходится полагаться на приемы, которым никто не поверит, — вроде актера, пишущего алгоритм на оконном стекле. И в глубине души и ты сам, и зрители понимают, что это ложь, что ни один актер не способен на такие всплески гениальности — в кино же не снимаются математики-вундеркинды. А сценарий Аарона Соркина построен на том, с чем актеры знакомы лучше всего, — на языке. Соркин сумел передать скорость мысли, размах интеллекта героев через речь.

Почему вы выбрали на главную роль Майкла Фассбендера?

Он излучает внутреннее напряжение, которое явно было и у Джобса. Есть у него и обаяние, под которое, судя по всему и в случае Джобса, попадали окружающие. Кроме того, важно было, насколько бескомпромиссно Майкл привык работать. Он не успокаивается до тех пор, пока не добьется идеального дубля. А Джобс явно был дисциплинированным и энергичным. К финалу Майкл действительно перевоплощается в Стива Джобса. Он не выглядит похожим на него в начале фильма — но мы к этому и не стремились.

Майкл Фассбендер в фильме «Стив Джобс»

Не было соблазна с помощью грима добиться портретного сходства?

Нет. Конечно, сейчас в этом нет ничего зазорного — тем более что индустрия спецэффектов достигла невероятных высот. Но мы хотели, чтобы Фассбендер добивался сходства с Джобсом с помощью сценария. Чтобы он воплотил все его крайности и противоречия. Ведь, с одной стороны, люди были преданы Джобсу, с другой же его часто иррациональное поведение их отталкивало. Но Майкл сумел все увязать воедино.

Насколько важна для фильма линия с отцовством Джобса?

Его обращение с дочерью временами непростительно. Вначале он даже отказывается признавать, что она его дочь. Еще читая сценарий, я на каком-то уровне узнавал в герое себя — в той идее, что любая карьера требует от тебя определенных жертв. Хотя, конечно, надеюсь, что я никогда не обижал никого так, как это делал Джобс. Линия отношений отца и дочери — ключевая для фильма. Думаю, Соркину было очень нелегко прописывать ее — и пытаться оправдать персонажа, который так ведет себя с ребенком.

Как у вас складывались отношения с Соркином?

Он славится своей сварливостью. Да, у Аарона репутация человека доставучего, но он таким совсем не оказался. Если он понимает, что ты знаешь, что делаешь, и что актеры все делают правильно, то ведет себя идеально.

«Стив Джобс» — ваш первый американский проект за пять лет. Хотели выбраться, наконец, из Лондона, где вы снимали в последнее время и ставили церемонию открытия Олимпиады?

Не то чтобы. На самом деле, мы работали над сценарием Фрэнка Коттрела Бойса о Дэвиде Боуи — это прекрасный материал, и я думал, что моим следующим фильмом станет именно он. Но нам не доверили права на музыку Боуи, и этот проект пришлось отложить. Так что мы горевали — а тут вдруг подвернулся «Джобс».

Говорят, «На игле 2» наконец случится.

Все так. Мы сейчас отправляемся в Эдинбург, чтобы поработать над сценарием, выбрать локации для съемок и, наконец, выкинуть из головы Стива Джобса. В мае-июне следующего года начнем снимать. С теми же актерами!

В основу ляжет книжное продолжение, роман «Порно» Ирвина Уэлша?

Не совсем. Конечно, «Порно» дало нам точку отсчета — саму идею, что спустя много лет старые друзья соберутся вместе. Но в остальном это новая, оригинальная история. Джон Ходж, который адаптировал книгу Уэлша для первого фильма, написал сценарий сиквела. Ирвин ему помогал — советами в основном, - но был очень милостив и позволял нам придумывать что угодно с его персонажами. Но это будет не экранизация «Порно» — и называться кино тоже будет иначе.

Нервничаете?

Да, волнуюсь ужасно. Прежде чем я отправил актерам сценарий, они все зудели: «Согласимся, только если материал будет очень хорош». Но они все его прочитали и остались довольны. Нам удалось найти убедительный повод, чтобы вновь оживить этих персонажей. Конечно, всегда найдутся те, кто возмутится самим фактом выхода сиквела. Но мы не могли удержаться.

28 декабря 2015,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Стив Джобс

Стив Джобс

Майкл Фассбендер на пике формы в изобретательном, пессимистичном байопике создателя Apple и современного мира.

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация