«Золотой дракон» не вдохнул жизнь в Таганку

«Золотой дракон» не вдохнул жизнь в Таганку

Катерина Вахрамцева   11 декабря 2015
3 мин
«Золотой дракон» не вдохнул жизнь в Таганку

Малая сцена Театра на Таганке открылась премьерой.

Театр на Таганке последние лет десять-пятнадцать не привлекал внимания общественности. Развал Советского Союза стал радостью и толчком для многих, но, увы, не для Таганки. Любимый театр интеллигенции и всех думающих людей лишился главной темы для разговора: в противостоянии окружающему, в прекрасном бунте больше не было потребности. Бороться стало не с чем, но мотор продолжал крутиться. На новый виток творчества некогда лучший театр Москвы так и не вышел. Там продолжали играть легендарные спектакли, которые в новых реалиях перестали так громко и ясно звучать, ставили незначительные и малоинтересные вещи.

Открытием и по-настоящему значимым событием стала «Группа юбилейного года» — объединение молодых профессионалов театра. Они вошли в стены Таганки ровно на один сезон в рамках дипломного проекта в Школе театрального лидера. Концепцией было превращение Таганки в музей, который бы осмыслял прошлое легендарного театра, оставаясь в контексте современности. Несмотря на категорическое неприятие со стороны труппы, дипломники успели сделать четыре спектакля, фестиваль драматургии и три выставки.

После «Группы юбилейного года» — снова ничего. А потом тяжелая потеря — смерть художественного руководителя Юрия Петровича Любимова, который еще при жизни заслуженно вошел в ряды важнейших для русского театра режиссеров. Череда склок, скандалов, назначение на пост худрука актрисы Ирины Апексимовой — театр пережил огромное количество бед. Но, судя по всему, встает на ноги.

9 декабря спектаклем «Золотой дракон» открылась малая сцена Таганки. Войдя в двери с отсутствием каких-либо ожиданий, можно удивиться — звучит хорошая музыка, все выглядит очень живо. Приятные цвета на сцене, огромный аквариум, яркая проекция на правой стене с черно-белой фотографией группы людей, где вместо лиц — розовощекие блондинки-Барби и головы роботов, два микрофона и камера в левом углу сцены. Прямо перед зрителями еще одна проекция — надпись «Пять азиатов; среди них юный китаец, страдающий от зубной боли». Это краткое описание первой сцены спектакля.

Сюрреалистичная пьеса Роланда Шиммельпфеннига о связи всего живого поставлена режиссером Валерией Сурковой в формате читки. Пять артистов станут и пятью азиатами на кухне ресторанчика вьетнамско-тайско-японской кухни, и дедушкой, и внучкой, и стрекозой, и муравьем. Они стоят в проемах белого подсвеченного задника, и из этих проемов произносят текст, периодически перемещаясь по ровным линиям. Жесткие жизненные сцены следуют за сюрреалистичными фрагментами, не теряя ритма повествования. Но эту хорошую пьесу как будто нарочно прилизали — уравновесили все, не акцентируя внимания на отдельных сюжетах. Возможно, из-за этого и без того недолгий спектакль местами может показаться затянутым.

Валерия Суркова, выпускница мастерской документального кино и театра, естественно, не смогла обойтись без фрагментов видео: это популярный прием, которым пользуются многие, но удачно — единицы. Актер садится в левой части сцены и включает камеру, а в противоположном конце сцены зрители видят все крупным планом. Кажется, будто это сделано для тех, кто сидит на неудобных местах, чтобы им тоже было видно, — если бы не одна занимательная деталь. Актеры, по очереди подходя к камере, красят лица ярко-зеленой краской. Камера воспринимает это как хромакей — на закрашенные части можно транслировать другие кадры.

Малая сцена Таганки открылась, безусловно, симпатично, но без замаха на серьезную работу в контексте московской сцены. Остается надеяться, что у театра есть другие козыри в рукаве.

Ближайшие спектакли: 31 декабря, 23 января, 13 февраля, 19:00