Номинанты премии «Золотая маска»: спектакли из регионов

Номинанты премии «Золотая маска»: спектакли из регионов

Катерина Вахрамцева   5 ноября 2015
5 мин
Номинанты премии «Золотая маска»: спектакли из регионов

Россия в Москве: спектакли из регионов, способные посоперничать с московскими за звание лучших.

Во вторник были объявлены номинанты премии «Золотая маска» за сезон 2014-2015 года. Самый важный театральный фестиваль и самая почетная премия России за последний год претерпела немало мучений – это и назначение одиозных и непрофессиональных людей в экспертный совет фестиваля «сверху», это недовольство отсутствием спектаклей не из двух столиц, это отказы двух главных театральных режиссеров Москвы – Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова от участия в фестивале (что относилось, конечно, к грядущему году – спектакли режиссеров будут представлены в различных номинациях).

Среди номинантов представлены все возможные направления российского театра. Это и достаточно академичные спектакли с сильнейшими актерскими работами, и документалистика, и эксперименты визуального театра, и работы двух зарубежных гениев современной режиссуры – Ромео Кастеллуччи и Роберта Уилсона. Большинство номинаций занято позициями из Москвы и Петербурга – перевес все еще остается на стороне столиц, которые являются центрами театральной жизни. С ними искушенные зрители еще успеют разобраться — спектакли из репертуаров никуда не пропадут. А спектакли из регионов, которые можно будет увидеть только на считанных показах, стоят того, чтобы сосредоточить свое внимание – все они всерьез претендуют на получение главной театральной награды страны и являются достойными соперниками столичным номинантам.

«Алиsa» в Красноярском театре юного зрителя (на верхнем фото)

Номинации: спектакль большой формы, работа художника, работа художника по костюму и художника по свету

Этот спектакль, не побоюсь столь громкого заявления, главный соперник признанного гения мировой режиссуры Роберта Уилсона с его «Сказками Пушкина» в Театре Наций, то есть выполнен он на высочайшем техническом уровне. Этот спектакль – визуальная фантасмагория без единого слова, не считая «попыток» искаженного языка волшебного мира страны чудес. Невероятные костюмы, череда трюков, акробатических и цирковых номеров, пластические рисунки мизансцен, — всем знакомая история вдруг ожила в полном объеме на сцене театра, лишившись скучной и приевшейся «сказочности», приобретя более чем яркие черты.

«Трамвай “Желание”» в Серовском театре драмы им. Чехова

Номинации: спектакль большой формы, работа режиссера, мужская роль

Немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков говорит, что этот спектакль должен напомнить жителям города о важности наличия театра, который существует в том же месте и времени, что и они сами, и рефлексирует над теми же проблемами. Самобытная постановка о человеческих отношениях с рок-группой, исполняющей каверы на группу Velvet Underground на сцене – явно не про фильм с Вивьен Ли и Марлон Брандо.

«Колыбельная для Софьи» в драматическом театре Минусинска

Номинации: спектакль большой формы, работа режиссера, женская и мужская роли, работа художника по свету

Спектакль по мотивам повести «Наводнение» Евгения Замятина – больше про внутреннее ощущение, чем про слова. В строении модели мира писателя всегда присутствует один устойчивых элемент — конфликт в замкнутом пространстве, в данном случае – в пространстве семьи из мамы, папы и приемной дочери. Говорить будут мало, чувствовать и пережить – много.

«Маленькие трагедии» в Русском драматическом театре Удмуртии, Ижевск

Номинации: спектакль большой формы, работа режиссера, мужская роль, работа художника

Если верить прессе, спектакль собрал в родном Ижевске обилие противоречивых мнений – кто-то аплодирует стоя, иные же кричат о бездуховности и издевательстве над нашим всем, «солнцем русской поэзии». Помимо того, что пушкинские герои поют песни The Cure и говорят со статуей командора под ЛСД, спектакль не о штампованных истинах, которые все заучили на уроках литературы. О трагедии говорят на единственно внятном языке абсурда, далекие и высокие трагедии оказываются ясны всем.

«Месяц в деревне» в театре драмы им. Федора Волкова, Ярославль

Номинации: спектакль малой формы, работа режиссера, женская роль, роль второго плана, работа художника по костюму

Евгений Марчелли поставил очаровательный спектакль о взаимоотношениях мужчины и женщины. О чувствах в возрасте, о женском одиночестве, о совсем нелепых мужчинах – поставил ярко и очень честно, так, что в камерном пространстве сцены и зрительного зала можно начать стесняться своего присутствия.

«Таня-Таня» в театре «Грань», Новокуйбышевск

Номинации: спектакль малой формы, работа режиссера, женская роль, две номинации на лучшую роль второго плана, работа художника по костюму

Кажется, один из самых светлых спектаклей среди номинантов. Нежный, о любви, в кремовой палитре сценографии – он о том, что когда ты молод – хочется играть и можно многое пережить. В спектакле даже звучат слова, от которых у зрительного зала перехватит на мгновение дыхание – «Хорошо в Крыму!». Но следом прозвучат слова: «Хорошо в Америке!». И в Новокуйбышевске все хорошо у театре «Грань», судя по количеству номинаций.

«Черноликие» в башкирском театре драмы им. М. Гафури, Уфа

Номинации: спектакль малой формы, работа режиссера, женская роль, работа художника, работа художника по костюму

Театр, носящий имя классика башкирской и татарской литературы, обзавелся спектаклем по его произведению. Инсценировка пьесы, в центре которой – конфликт между законами веры и человеком, — выбор более чем злободневный. Спектакль звучит двумя страшными темами – о том, как опорочена жизнь юной девушки с подачи служителя веры, и о том, как народ бросается не глядя кидать камни и мстить безбожнице, нарушившей законы шариата.

«Элементарные частицы» в театре «Старый дом», Новосибирск

Номинации: спектакль малой формы, работа режиссера, работа художника

Еще один необычайно ожидаемый спектакль – совместная работа режиссера Семена Александровского и драматурга Вячеслава Дурненкова про быт и нравы Академгородка. А в центре всего – «Письмо 46-ти» (В 1968 году 46 сотрудников СО АН и преподавателей НГУ подписали письмо с протестом против нарушения гласности в ходе судебного процесса над четырьмя московскими «диссидентами»: Ю. Галансковым, А.Гинзбургом, А. Добровольским и В. Лашковой. Это письмо по числу «подписантов» получило название «Письмо 46-ти». Дальше – классическая для советской власти завязка истории – гонения, обвинения во враждебном настрое, осуждения). Размышление о советской власти и судьбе думающего человека оттого окажется еще страшнее, что прошедшее время в спектакле заменено на будущее.

Фото: Андрей Минаев