Сэм Мендес: «Пришло время кому-то другому внести вклад в мифологию Бонда»

Сэм Мендес: «Пришло время кому-то другому внести вклад в мифологию Бонда»

Дэйв Кэлхоун, Time Out London   3 ноября 2015
7 мин
Сэм Мендес: «Пришло время кому-то другому внести вклад в мифологию Бонда»

Режиссер «007: Спектр» рассказал Time Out об угрозах Дэниела Крэйга и о том, почему съемки «Спектра» оказались сложнее работы над «Скайфоллом».

В голосе Сэма Мендеса слышится усталость моряка, который уже видит стремительно приближающийся берег. «007: Спектр» вот-вот выйдет на экраны, и, как говорит 50-летний британский режиссер, «пути назад уже нет». Все, что осталось, — предъявить кино миру и следить за тем, как зрители примут «очень важные идеи», которые он так старательно скрывал последние два года.

Дэниел Крэйг рассказал нам, что после «Скайфолла» просто умолял вас снять еще один фильм о Бонде. Это правда?

Имела место угроза применить физическую силу, а также пара билетов на матч «Арсенала» и «Ливерпуля» (Мендес — фанат «Арсенала», а Крэйг болеет за «Ливерпуль» — прим. Time Out). А если серьезно, его пыл мне польстил и сыграл важную роль. Снимать «Спектр» было изнурительнее, чем работать над «Скайфоллом». Но и удовольствия я получил больше. Во многом потому, что мы с Дэниелом чувствовали себя на одной волне. У меня был настоящий союзник.

Можем предположить, что уговаривал вернуться в бондиану вас не только Крэйг…

Да, это правда. Но, честно говоря, уговаривали меня не просто снять еще один фильм. Была другая проблема. Я не был готов немедленно к нему приступить, а студия настаивала именно на этом. Кроме того, они хотели, чтобы я снял сразу две картины подряд. И я объявил: «Физически не могу на это пойти». Я бы просто умер — не говорю уж о Дэниеле. Кроме того, у меня было несколько важных идей для «Спектра», которые студия должна была принять и поддержать.

Насколько важных?

Ну, скажем так, эквивалентных вопросу: «Можно мне убить М?», который я задал перед началом работы над «Скайфоллом». Как только я убедился в том, что у нас есть для Бонда сильная центральная линия, то был в деле. Да, такой сюжет мы придумали не сразу — и нервов это отняло немало. Нелегко работать с персонажем, о котором уже снято 23 фильма! И потом, после того, как мы в «Скайфолле» дали персонажам немного постареть — и Бонду в том числе, — я боялся, что мы не можем сделать шаг назад и снять обычный приключенческий экшен. «Скайфолл» изменил правила игры.

Но вам все равно нужно быть осторожным и не загнать Бонда в такой тупик, из которого бы он не мог выбраться в следующем фильме?

Да, но мне кажется, прелесть Бонда в том, как много он может выдержать. Он способен перерождаться — как Доктор Кто. Бондиана переродится снова, если найдется зритель, а в сюжеты будет вложено достаточно воображения. Она стала одним из великих современных мифов. Этот миф принадлежит всем, и я думаю, что он не умрет, что бы ты с ним ни творил. Кто-то другой возьмется за него, и у него получится что-то кардинально новое. Главное — чтобы было что сказать. Мало просто хорошо провести время на съемках.

Вы сказали, что снимать «Спектр» было изнурительнее, чем «Скайфолл». Почему?

Просто было слишком много локаций. В прошлый раз мы немного поснимали в Китае, но в основном работали в Турции и Англии. Теперь же снимали в Мехико, северной Сахаре, Танжере, в разных местах в Альпах и в Риме, ну и в Лондоне, конечно. В каком-то смысле «Скайфолл» был аномалией — это редкий для бондианы фильм, большая часть действия которого происходит в Англии. «Скайфолл» был меньше, чем предполагает стандартный бондовский шаблон, прямолинейнее. «Спектр» предполагает куда больше путешествий по миру, поэтому каждые два месяца мы имели дело с новой группой, новыми правилами, новым климатом и новым часовым поясом. В этом есть и плюс — ты черпаешь новую энергию. Но это и изматывает.

Как вы справлялись со слухами, окружающими каждый фильм бондианы?

Прозвучит странно, но нужно принять их. Эти фильмы существуют в постоянном диалоге с аудиторией. Этот диалог длится не только те два с половиной часа, что идет само кино. Нет, он начинается на два-три года раньше и разворачивается по мере работы над картиной. Обсуждаться и оцениваться будет все — от выбора названия, актеров, машины, главного героя, постера, первого трейлера, второго трейлера и так далее. Это важная часть работы над бондианой — игра в обе стороны. В то же время нужно оградить себя от чрезмерного потока мнений, потому что они влияют на твою работу. Например, очень странный опыт — нарезать трейлер к фильму, только треть которого закончена.

Вы наверняка понимали, что название «Спектр» спровоцирует слухи о возвращении суперзлодея Блофельда…

Да, конечно. Знаете, фильм в этом плане раскроет все тайны. Здорово, что он наконец-то скоро выйдет, и зрители все выяснят сами. Мне не приходилось все время играть в кошки-мышки с аудиторией. Но какие-то тайны должны оставаться вплоть до просмотра. Кто пойдет смотреть детектив, уже зная убийцу? Я не кокетничаю. Просто не хочу портить людям удовольствие от фильма.

Вы уверены, что в наше время секреты картины можно сохранить в тайне?

Да, на данный момент точно. Перед выходом «Скайфолла» мы были в ужасе, что о смерти М станет известно раньше, чем начнется прокат. Вообще-то таблоиды даже написали о ней за несколько месяцев до этого. Но ложных слухов было так много, что за этот никто не ухватился, решив, что он тоже фальшивка. Вот что хорошо в работе с настолько обсуждаемым фильмом!

Какие экшен-сцены было сложнее всего снимать в этот раз?

Думаю, самый первый эпизод в Мехико получился довольно насыщенным. И сцена в Лондоне была интенсивной. Попробуйте выстроить эпизод на Темзе ночью, когда река не освещена. Это очень сложно. Мы осветили ее как рождественскую ель. Выставили по берегам 28 генераторов. Но это я еще ни слова не сказал о мощнейшей ночной погоне по Риму. И о погоне с участием самолета в Альпах. Две последние технически сложнее, чем все, что было во всем предыдущем фильме.

А что насчет Дэниела Крэйга? Он вроде не тот актер, который будет повторяться.

Нет, он не из тех, кто топчется на месте. Он не работает на нейтральной передаче. Дэниел нашел в этом фильме идеальный баланс, он теперь целиком обживает персонажа. Во всех смыслах. В нем есть мудрость и уязвимость, но есть и дерзость человека, который может убивать. В этом фильме есть мрачные сцены, но есть и любовь. Большую часть «Скайфолла» Бонд был вынужден догонять. Здесь же именно он движет историю вперед, он куда активнее. И у него куда больше возможностей.

Можете представить, что Крэйг или вы возьметесь за еще один фильм о Бонде?

Ну, как говорится, никогда не говори никогда — и я уже слышу, как вы морщитесь, конечно, это ужасное клише. Насчет Дэниела ответить может только он сам. Что касается меня, то я провел замечательные пять лет, работая над обоими фильмами, и думаю, что пришло время для чего-то нового. И для кого-то другого — внести свой вклад в мифологию Бонда. Теперь кто-то другой привнесет в бондиану новые краски, новую энергию и сделает все по-своему. Я же буду в первом ряду и с удовольствием посмотрю, что получится.