25 лучших французских фильмов всех времен

25 лучших французских фильмов всех времен

Джефф Эндрю, Уолли Хэммонд, Дэвид Дженкинс, Джошуа Роткопф, Том Хаддлстон   2 октября 2015
1 мин

Time Out вспоминает великие французские фильмы — Годара и Трюффо, Мельвиля и Рене.

\"\"

10. «Красавица и чудовище» (La Belle et la Bête), 1946, реж. Жан Кокто

6/8

Головокружительный пересказ поэтом, актером, драматургом и режиссером Жаном Кокто фрейдистской сказки о беспомощной девушке и добросердечном монстре — чистое кинематографическое удовольствие. Кокто пользуется классическим сюжетом, чтобы попытаться воплотить в кадре красоту и тревогу детских фантазий и полузабытых снов. «Красавицу и чудовище» не раз обвиняли в том, что стиль превалирует над содержанием. Стоит, впрочем, напомнить, когда вышло это кино, и намерения Кокто проясняются: спустя всего год после немыслимых ужасов Второй мировой подобная фантазия оказывается не только возможна, но и важна как никогда.

9. «400 ударов» (Les quatre cents coups), 1959, реж. Франсуа Трюффо

Пиши о том, в чем разбираешься, — так, кажется, говорят всем молодым кинематографистам. В 1959-м Франсуа Трюффо, брошенный сын, школьный хулиган, страстный фанат книг и кино, написал и снял один из первых шедевров французской «новой волны» — в сущности, о себе. Это «400 ударов», в которых Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео) демонстрирует, что хорошие мозги и плохие родители не обязательно сделают пацана талантливым кинорежиссером, но как минимум научат его убедительно лгать. Антуан — плохой воришка, который окажется за решеткой, но Трюффо превращает его сагу в один из самых жизнерадостных опытов, которые способно предоставить кино. Знаменитый финальный кадр, в котором Антуан бежит из исправительной школы, чтобы вновь бродяжничать (но уже обзаведясь высшей целью), заодно идеально отражает положение самого Трюффо в тот момент — оставившего дурное прошлое ради смутного, но многообещающего будущего. Разве мы все не такие? Неудивительно, что этот фильм не стареет — Трюффо писал о том, в чем разбирается не только он, но и все мы: о надежде.

8. «Аталанта» (L’Atalante), 1934, реж. Жан Виго

У некоторых режиссеров уходит целая жизнь на то, чтобы развить свой стиль, найти свои темы, выразить взгляды на мир. Другим хватает одного фильма. «Аталанта» — единственная работа 29-летнего на тот момент Жана Виго, снимавшего ее уже будучи смертельно больным туберкулезом. У него получился не просто фильм, но полноценный авторский мир, плотно упакованный в 89 минут, которые считаются одними из самых насыщенных и прекрасных в киноистории. Продюсеры задумывали «Аталанту» как обыкновенную романтическую мелодраму о трудном романе мечтательной девушки и грубоватого капитана баржи. У Виго были другие планы — он насытил эту историю цитатами и смыслами, смешав революционные визуальные трюки с ощутимым чуть ли не физически чувством любовного экстаза и неожиданными вкраплениями горькой социальной правды. Гимн жизни, пропетый гением на последнем издыхании.