Джон Ву: «Я вовсе не кровожадный»

Джон Ву: «Я вовсе не кровожадный»

Аарон Фокс-Лернер   20 июля 2015
5 мин
Джон Ву: «Я вовсе не кровожадный»
Перед выходом в прокат фильма «Переправа» живой классик гонконгского кино рассказал Time Out, зачем он променял экшен на мелодраму, а два измерения — на 3D.

Джон Ву давно превратился в живого классика. Начав в Гонконге режиссером студийных лент о кунг-фу, в 1980-х и 1990-х он снял несколько экшенов, ставших определяющими как для гонконгского, так и для мирового кино. Влияние «Наемного убийцы», «Круто сваренных» и «Пули в голову» до сих пор можно разглядеть почти в каждом серьезном боевике. Затем Ву отправился в Америку, где снимал блокбастеры с мировыми звездами — «Без лица» с Николасом Кейджем и Джоном Траволтой и «Миссия невыполнима 2» с Томом Крузом. В 2008-м, после исторического эпоса «Битва у Красной скалы», Ву вернулся в Китай.

Но и в Голливуде, и в Китае Ву так или иначе больше упирал на балет пуль и мечей, чем на слезы и сердечные раны. Поэтому интонация его нового фильма так поражает. «Переправа» — историческая мелодрама, основанная на реальной катастрофе — крушении корабля «Тайпин» в 1949 году. В трагедии погибли полторы тысячи человек, многие из которых бежали от коммунистической революции на Тайвань.

В центре «Переправы» разлученные войной любовники — но в остальном это кино вполне вписывается в магистральную линию позднего творчества Ву. Масштаб и размах столь велики, что фильм было решено выпускать двумя частями. Первая выходит на этой неделе. Ву снимает на китайском, но рассчитывает явно на международную аудиторию — в главных ролях заняты не только китайские звезды Чжан Цзыи и Тун Давэй, но и актрисы из Кореи и Японии. И да, несмотря на откровенную мелодраматику, «Переправа» не лишена и напряженных боевых сцен, которые всегда и делали фильмы Ву особенными.

Почему вы решили снять фильм о крушении корабля «Тайпин»?

Мне было очень интересно сделать кино о любви. Хотел снять что-то эпическое — своего «Доктора Живаго». Когда Гоминьдан уступил компартии Китая в гражданской войне, многие пытались сбежать на Тайвань. На «Тайпине» погибла уйма людей, это настоящая трагедия — но это еще и история о надежде, доброте, вере и выживании.

Насколько вымышленным получился сюжет?

Примерно половина его основана на фактах. Некоторые персонажи не вымышлены, кое-кто даже еще жив. В гавани Килун на Тайване есть мемориал, и каждый год выжившие, очень уже старенькие, и члены их семей собираются помянуть жертв.

Этот фильм — первая в вашей карьере мелодрама.

А я на самом деле большой романтик! Я вовсе не кровожадный. Люблю жизнь и люблю людей. На самом деле мне хотелось сделать народное кино. Меня невероятно тронул сценарий, я был влюблен во всех до одного персонажей и ждал возможности снять «Переправу» 15 лет.

Кадры из фильмов: «Битва у Красной скалы», «Наемный убийца», «Без лица»

Как думаете, насколько фильм будет понятен зарубежной аудитории?

Это история любви, а любовь универсальна, ей не требуется перевод. Несмотря на то, что в «Переправе» есть война, кораблекрушение и подлинная трагедия, я сосредоточился на человеческой природе и идее надежды. К тому же фильм снимала международная команда — у нас работали люди из Штатов, китайцы, корейцы, японцы, поэтому стиль и техника тоже на мировом уровне. Это не кино строго для китайской аудитории.

Каково было впервые работать с 3D?

Я очень долго в 3D не верил. Не мог себе представить, как будет выглядеть в 3D мелодрама: «Переправа» очень чувственное кино, а обычно в 3D снимают экшены или какие-то визуальные аттракционы, где все летает. Весь реквизит, машины — все смотрится как большие игрушки. Я же в своих фильмах предпочитаю крупные планы, показывать актеров. Мне было интересно, как на такой фильм отреагируют зрители — в 3D ведь нет фокуса, хорошо видно весь кадр. В обычном кино фокус можно навести на лицо актера, а углы кадра будут немного расплываться. Поэтому ты не замечаешь фон, обращаешь внимание только на лицо, улыбку и слезы. Меня очень беспокоил этот аспект. Но после первых же увиденных кадров я расслабился. 3D не испортило фильм. Мы немного удлинили планы, так, чтобы зрители успевали сосредоточиться на актерской игре или сюжете. С другой стороны, у нас хватает и эпических сцен — кораблекрушение, батальные сцены, эпизод с балом и первым танцем героев. Все это отлично выглядит в 3D.

Вы все еще не передумали снимать ремейк культового якудза-фильма Сэйдзюна Судзуки «Молодость зверя»?

Нет, мы ищем финансирование. Я обожаю фильм Судзуки. Это работа гения. Судзуки — легенда. Он создал новый, уникальный стиль в японском кино.

Какие еще проекты у вас в планах?

«Летающие тигры». Это американо-китайская копродукция. В центре сюжета — история эскадрона американо-китайских летчиков, воевавшего во Вторую мировую. Очень амбициозный проект. Большой, увлекательный фильм — ближе к американскому кино, но с китайским акцентом.

Вы собираетесь снова работать в Голливуде?

Да. Я люблю Голливуд. Все профессионалы, все знают, что делают. В Китае много хороших соратников, но профессионалов пока еще не хватает. Мне нравится работать в разных странах. Возможно, сделаю что-нибудь в Индии — меня туда зовут снимать. Что может быть лучше, чем путешествовать и учиться у людей разных культур?