Куда исчезли московские фрукты
И когда они вернутся.

Москвичи жалуются, что в городе стало трудно найти киоски с фруктами. Только в последние месяцы исчезли палатки на Лесной улице и Чаянова, от метро «Динамо» до «Белорусской», на улице Фадеева у музея Глинки и вокруг Тишинки. В районе Полянки осталась всего одна. Закрытием киосков недовольны жители Лефортово и проспекта Вернадского. Москвичи, которые не хотят покупать фрукты в супермаркетах, ходят в «Цветной» и заказывают их на интернет-сайтах.

Владельцы киосков эти факты подтверждают и говорят, что в городе стало меньше любых палаток, будь то фрукты, мороженое или хлеб. Причина их закрытия не торговый сбор — он только появился и еще не успел сказаться на ларьках, — а новая московская программа по созданию «госкиосков». Мэрия хочет поставить на месте частных торговых точек собственные, а потом сдавать их в аренду. Есть вероятность, что негосударственные киоски в городе исчезнут вообще. «Идет тотальная зачистка: по нашим данным, в городе снесли уже более половины палаток», — говорит руководитель регионального отдела Коалиции владельцев малых торговых форматов и киосков Наталья Степанова.

Механизм такой: когда у владельцев киосков заканчиваются контракты (почти все они заключены около трех лет назад), мэрия их не продлевает. Решением межведомственной комиссии эти места отдают под «госкиоски». Но когда и сколько таких палаток реально появится на улицах, никто не знает: Департамент торговли уклончиво говорит, что киоски заменят на новые примерно к весне-лету 2016 года. А пока мэрия, весной обещавшая поставить к маю 700 новых палаток, провела только два небольших аукциона. На них разыграли несколько десятков мест — но в список вошли в основном точки с хлебом и мороженым, а на ларьки с фруктами торгов не было.

Непонятно не только когда поставят новые киоски, но и как долго их арендаторы проработают. Владельцы палаток жалуются на завышенные ставки, которые создают перекупщики на торгах: на втором аукционе цена доходила до 300% от изначальной, а один объект арендовали за 150 000 р. в месяц (не считая только что введенного торгового сбора и других налогов). «Ни один специализированный киоск, даже в хорошем месте, где много жилых домов, с такой ставкой не выживет. По этим ценам можно арендовать только универсальный магазин, в котором продается все: фрукты, мясо, алкоголь», — считает владелец фруктовых киосков Фаиль Курбанов. Если летом палатки с мороженым еще могут отбить новые арендные ставки, то зимой они скорее всего прогорят, уверены в Коалиции владельцев малых торговых форматов.

В теории замена киоскам есть: супермаркеты, небольшие магазины, ярмарки выходного дня (хотя их в центре теперь тоже мало, портал данных мэрии выдает в ЦАО только девять адресов ярмарок). В перспективе город собирается развернуть сеть вендинговых автоматов — в Департаменте торговли их очень любят, потому что отсутствие продавцов-людей радикально решает проблему антисанитарии. Но кивки на супермаркеты и обещания не отменяют вопроса, почему в Москве в поисках свежих фруктов теперь приходится обходить несколько кварталов.