Москва
Москва
Петербург
Московский кинофестиваль 2015: 10 лучших фильмов и программ

Московский кинофестиваль 2015: 10 лучших фильмов и программ

Сегодня стартует 37-й ММКФ – восьмидневный марафон фильмов хороших и странных, известных и не очень, совсем новых и раскопанных в архивах.

В помощь киноману — десять фильмов и ретроспектив, которые пропускать за билетной возней и жалобами на организацию никак нельзя.

«Клуб»

Пабло Ларраин, автор отличного (и выходившего в наш прокат) фильма «Нет» о последних днях Пиночета глазами рекламщика в оппозиционной кампании, продолжает вскрывать лицемерие устройства чилийской жизни. Клуб, вынесенный в название, — резиденция для провинившихся, в том числе педофилией, служителей католической церкви. История преступления, случившегося с участием одного из изгоев, в руках Ларраина получается одной из самых едких (и самых яростных) комедий о грехопадении современных религий, что знает кинематограф.
«Октябрь», 21 июня, 17:15, 22 июня, 22:00, 24 июня, 19:15

«Пазолини»

«Пазолини» — не байопик, но медитация на тему, завороженный портрет-коллаж одного неуемного художника, сделанный другим. Абель Феррара пересказывает, где-то додумывая, последний день Пазолини, включая убийство. Но это не спекуляция на смерти, а сеанс искреннего восхищения. «Пазолини» давно лежит в торрентах, но это кино, странная, неочевидная магия которого ощущается только на большом экране, особенно в китчевой, неоклассицистской сцене оргии, в которой Феррара реконструирует отрывки из непоставленной Пазолини оперы «Порно-Тео-Колоссал».
«Октябрь», 23 июня, 22:00, 25 июня, 19:15, «Летний Пионер», 25 июня, 21:45

«Эйзенштейн в Гуанахуато»

Питер Гринуэй давно не снимал картин настолько живых, как «Эйзенштейн в Гуанахуато», — за ворчанием о смерти кино и нудными последними опусами британца можно было и забыть, что он вообще-то хороший режиссер. «Эйзенштейн» хорош именно бесцеремонностью, наглой и восторженной красочностью, с которой Гринуэй воображает камин-аут классика во время мексиканской командировки: с гей-сексом, празднованием Дня мертвых и живым спецэффектом — актером Эльмером Баком в роли Эйзенштейна.
«Летний Пионер», 22 июня, 21:45, «Октябрь», 25 июня, 23:59

«Взгляд тишины»

В своем «Акте убийства» Джошуа Оппенхаймер всматривался в здравствующих и ненаказанных палачей индонезийского геноцида инакомыслящих 1965-66 годов, пытаясь увидеть монстров людьми — с успешными, сюрреалистическими результатами. Во «Взгляде тишины» он идет еще дальше — сталкивает жертв тех же событий с собственными мучителями. Попутно британец показывает, как невозможно исчерпать одну жесткую (но локальную в глазах мирового сообщества) тему, о которой можно рассказать бесконечное число недидактических историй.
«Октябрь», 20 июня, 22:00, 23 июня, 14:00, Центр документального кино, 21 июня, 14:20

«Все, что дозволено небесами» и программа «Вокруг Фассбиндера»

Одно из главных достоинств ММКФ — большое, даже в сравнении со многими крупнейшими фестивалями, число ретроспектив. В этом году, например, есть возможность узнать все, что вы хотели, о геноциде армян (причем под углами всех трех задействованных наций — к программе фильмов о геноциде прилагаются ретроспективы турецкой и курдской кинематографий). Но главный пункт архивных показов — программа «Вокруг Фассбиндера» с документальными фильмами о гениальном РВФ, работами его современников и неочевидной его самого — «Эффи Бристе Фонтен». Не стоит пропускать на большом экране и один из любимых фильмов бунтаря, провокатора и кокаиниста — сладчайшую и слезоточивую мелодраму Дугласа Сирка «Все, что дозволено небесами» (на фото), ту самую, где сыновья разбивают маме сердце, подарив ей на Рождество телевизор.
«Октябрь», 23 июня, 19:30

«Такси»

Что делать режиссеру, живущему под подпиской о невыезде и с запретом на профессию в родной стране? Джафар Панахи берется водить такси — но любовь к кино побеждает и за рулем кэба. «Такси» снят на видеорегистратор и складывается из разных, то абсурдных, то неожиданно насыщенных (когда на заднее сиденье падает раненый человек) сценок, но складывается в комедию бытия, вырастающую из нежелания гнуться под репрессивным режимом — ни как режиссера, ни как человека.
«Октябрь», 21 июня, 22:00, 22 июня, 19:45

«Рыцарь кубков»

В своем новом фильме Терренс Малик обходится без богоискательства. Цифровая камера поздних фильмов Малика здесь скользит даже не взглядом, но восторженным неопознанным объектом (мало кто так, как Малик, убежден в том, что бог — это кинокамера) по любовным не похождениям, а мытарствам лос-анджелесского продюсера в исполнении Кристиана Бэйла. Не то сатира на проклятый Голливуд, не то снисходительное наблюдение гуру за ерундой, на которую променяли себя его апостолы.
«Октябрь», 23 июня, 22:00

«Citizenfour: Правда Сноудена»

Лучший документальный фильм прошлого года. Citizenfour, конечно, выстроен вокруг ускользающей, трагичной, как у любого Прометея, фигуры Эдварда Сноудена. Но над форматом банальных «познавательных» документалок на острую тему это кино возносит еще один участник уравнения — автор. Сitizenfour снят, что называется, из первых рук — его режиссер Лора Пойтрас была одной из тех, к кому бывший сисадмин АНБ обратился с просьбой о распространении известной ему тайны. История Сноудена — это и история пробуждения разгневанного гражданина.
«Октябрь», 25 июня, 21:30

«Конокрад» и ретроспектива студии «Сиань»

Если главным сокровищем прошлого ММКФ была ретроспектива британской студии Ealing, то в этом году им, кажется, обещает стать программа картин компании из, кажется, параллельной линии в истории кино. На фестивале покажут шесть фильмов студии «Сиань», усилиями скончавшегося в прошлом году режиссера и продюсера У Тяньмина ставшей в 1980-х колыбелью «нового китайского кино»: именно здесь снимали свои первые, до сих пор чуть ли не лучшие фильмы Чжан Имоу и Чен Кайге. Посмотреть же можно будет нечто более редкое — например, программный фильм самого У «Река без границ», и две выдающиеся отповеди жизни простого китайца после Культурной революции, «Инцидент с черной пушкой» Хуана Цзяньсиня и «Конокрад» Тяня Чжуанчжуана. Последний особенно пронзителен.
«Октябрь», 23 июня, 16:45

«Любовь»

Когда все уже успели погрустить, что программа ММКФ обошлась без громких фильмов из недавнего Канна, фестиваль вдруг взорвал настоящую бомбу. Ничем иным полуночный показ «Любви» Гаспара Ноэ не назовешь — тем более, что еще неизвестно, какие коленца выкинет Минкульт перед ее предполагаемым сентябрьским прокатом. Ноэ в «Любви» верен себе: эта история недолгого романа двоих 20-летних недотыкомок, студента киношколы и художницы, провоцирует и будоражит органы чувств не только откровенностью постельных сцен, но и самим своим устройством, сложной организацией и слепящей палитрой кадра. 3D здесь нужно не для того, чтобы что-то кидать в зрителя с экрана, но чтобы задать глубину, провоцируя эффект туннельного зрения, зацикленности влюбленных друг на друге. С другой стороны, кинематограф аргентинца до сих пор был лишен самоиронии — «Любовь» же ею проникнута от первого и до последнего кадра: «подлинно сентиментальный фильм о сексе», как устами героя проговаривает свою задачу Ноэ, может, по его логике, быть только уморительной комедией о людской глупости.
«Октябрь», 20 июня, 23:59

19 июня 2015,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация