20 лучших экшенов в истории кино

20 лучших экшенов в истории кино

Дэйв Кэлхоун, Эшли Кларк, Кэт Кларк, Эдди Франкель, Грэйди Хендрикс, Том Хаддлстон, Тревор Джонстон, Джошуа Роткопф и Кит Улич   15 июня 2015
1 мин

Благодаря классным боевикам мы полюбили Безумного Макса, Эллен Рипли, Индиану Джонса и Терминатора. Time Out составил двадцатку лучших экшенов и объяснил, чем они хороши.

\"\"

1. «Крепкий орешек» (Die Hard), 1988

20/20

Режиссер: Джон МакТирнан

В ролях: Брюс Уиллис, Алан Рикман, Бонни Беделиа

Вершина жанра, наш номер один. Идеальный экшен. Но соответствует ли «Крепкий орешек» своему важному первому месту? Он ничего не говорит о мире. Он почти ничего не говорит о людях (хотя ступающий по стеклу Брюс Уиллис вполне олицетворяет собой обычного человека под гнетом маленьких жестокостей жизни). Этот фильм совсем не отнесешь к тому, что снобы называют Великим Искусством.

В этом, собственно, и прелесть. Если кино — это идеальный способ уйти от реальности, то экшены — самое чистое проявление этого эскапизма, лучший из известных нам способов отвлечься от повседневности и погрузиться в иное измерение. Мы не хотим рефлексии, не жаждем понимания, честности или интеллектуальных глубин. Нет. Нам нужны остроумие и пафос, мультяшное насилие и скорость. И взрывы, взрывы, взрывы… Нам нужен «Крепкий орешек».

Сюжет так очевиден, что невероятно — как никто не додумался до него раньше. Группа террористов захватывает образцовый небоскреб и берет в заложники всех, кто внутри. Единственная надежда — во многом случайный одинокий герой, который должен вырубить всех злодеев одного за другим, пока не доберется до Самого Главного Босса. Да, прецеденты были — карпентеровское «Нападение на 13-й участок» наверняка на съемках вспоминали чаще всего, — но никто прежде не брался за подобный сюжет с такой прямотой и точностью.

Конечно, ловкий концепт срабатывает, только когда грамотно подобраны все составляющие, и «Крепкий орешек» — почти азбучный случай идеального совпадения всех факторов. Режиссура Джона МакТирнана не миндальничает, и здесь есть великие эпизоды — например, часто имитируемая, но так и не превзойденная сцена с влетом в окно на пожарном шланге. Сценарий полон юмора и изобретательности, а тот, кто догадался поместить события в рождественскую ночь, заслуживал специальной премии. Но, конечно, главное достоинство «Орешка» — Брюс Уиллис, который из ниоткуда (ну, то есть, из телевизионного «Агентства Лунный свет», конечно) вышел в кинозвезды благодаря сочетанию убийственного самоуничижения, обаяния потрепанного, но не сдавшегося мачо и одной грязной майки. Йиппи-кай-эй, не иначе.

Лучшая цитата: «Теперь у меня есть пулемет. Хо-хо-хо».

Лучшая сцена: Славное финальное падение Алана Рикмана.