Главная тенденция театрального сезона: команда «фас»

Главная тенденция театрального сезона: команда «фас»

Елена Груева   3 июня 2015
5 мин
Главная тенденция театрального сезона: команда «фас»
События вокруг театров последних месяцев доказывают, что теперь во враги народа стали зачислять не только молодых авангардных постановщиков, но и элиту отечественного театра, которая помнит ужасы советской цензуры.

В конце прошлой недели Театр.doc известили о том, что с ним разрывают договор аренды на помещение по адресу Спартаковская, 3, стр. 3. На выселение месяц. Юридические причины еще подыскиваются, но всем все ясно и так. Когда под Новый год Doc выселяли из его родного подвала в доме на Трехпрудном, еще делали вид, что жители против, что пожарный выход неправильно сделан. Устроили целое маски-шоу по поводу якобы заложенной в помещении театра бомбы. Теперь не скрывают: главная бомба для властей — сам маленький Театр.doc, «негосударственный, некоммерческий, независимый коллективный проект».

Замминистра культуры г-н Аристархов на нескольких публичных майских выступлениях без всяких экивоков заявил, что берет «культуру» под свой полный контроль. Попросил «так называемых деятелей культуры», упрекающих его в недостаточной осведомленности в предмете, не беспокоиться. Мол, я лучше знаю, какая культура нам нужна. В утвержденном документе «Основы государственной культурной политики» четко перечислены дозволенные ценности.

Одному священнику не понравилось, как героиня пеняет попу, что он под юбки монахиням лазит. Сцену вымарали.

«Независимость», «свобода творчества», «поиски истины» и «ценность личности» в перечне не указаны. Что теперь возражать? Закон выполнять надо. Не понял что-то — обратись в министерство культуры за разъяснениями. Только чиновники данного ведомства уполномочены знать, про что и как должны писать, живописать и ставить писатели, художники и режиссеры. И главное, чтобы красиво и патриотично. При том, что Аристархов по образованию экономист и большую часть своей карьеры провел в строительном бизнесе. Так культура выводится из профессиональной области, где эксперты и поклонники оценивают качество или новизну произведения, в область идеологии, при которой приветствуется только следование линии партии. Все это люди искусства старше 40 проходили.

Зависимые от министерства театры при отклонении от указанной нормы лишаются финансирования. Любое беспокойство граждан, заметивших (даже если им просто померещилось) покушение на духовные скрепы, немедленно приводит к оргвыводам. Увольнение директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича за то, что он не извинился перед религиозной общественностью за спектакль режиссера Тимофея Кулябина «Тангейзер», в котором даже наш самый независимый суд не углядел никакого оскорбления религиозных чувств, — самый громкий пример. Но по России уже как сыпь заразная пошла.

Одному критику, не видевшему спектакля екатеринбургского театра «Центр современной драматургии» об Александре Башлачеве, но лишь предположившему, что там может быть затронута тема наркотиков (хотя там об этом нет ни слова), удалось тем не менее закрыть спектаклю дорогу на фестиваль «Золотая маска». Одному священнику не понравилось в спектакле Тильзитского театра по пьесе Ливанова «Ксения Петербуржская», как героиня пеняет попу, что он под юбки монахиням лазит. Сцену вымарали, хотя она написана была в полном соответствии с каноническим житием этой святой.

Независимым театрам объявляют настоящую войну. На премьеры Театра.doc даже отправляли наряды полицейских с собаками.

Во Владикавказе убрали из по всей стране идущей пьесы-притчи Привалова «Прекрасное далеко» письмо погибшего солдаты к «самому главному» с просьбой «чтобы не было войны». В Новосибирске из спектакля «Песни о Родине» по современной российской прозе убрали целый акт о «православном ежике». Просто так убрали, чтобы чего не вышло. Цензура, отсутствием которой так сейчас щеголяет минкульт, была очень плохим законом, но законом. Правила игры объяснялись на берегу. Теперь господин Аристархов объявил о начале боев без правил. Вы пишите, ставьте, стройте и реставрируйте своими руками театры, а мы потом решим, что вычеркнуть, что запретить, а то и просто отнять.

С зависимыми театрами минкульт разбирается по-барски, а вот независимым объявляет настоящую войну. На премьеры Театра.doc даже отправляли наряды полицейских с собаками, которым уже отдали команду «фас». Еще одной мишенью охранки стал независимый фестиваль «Золотая маска». «Русофобским» его уже господин Аристархов назвал, в «протаскивании чуждых нам ценностей» обвинил — осталось только объявить «врагом народа». Причем сам замминистра даже не удосужился ознакомиться со списком лауреатов. Или он всерьез считает «Вишневый сад» Чехова (МДТ — театр Европы, Санкт-Петербург, режиссер Лев Додин), или «Крейцерову сонату» Толстого (театр «Глобус», Новосибирск, режиссер Алексей Крикливый), или «Возмездие 12» по двум поэмам Блока (Центр драматургии и режиссуры, Москва, режиссер КЛИМ) чуждыми нам ценностями? Или инсценированное в театре «Практика» житие святых — спектакль режиссера Светланы Земляковой «Петр и Феврония Муромские» — воплощением русофобии?

Поддержавших «Маску» в частности и свободу слова и творчества, гарантированных российской конституцией, театральных звезд — а среди них и Александр Калягин, и Георгий Тараторкин, и Олег Табаков, и Константин Райкин, и Игорь Костолевский, и художественные руководители ведущих наших театров — Аристархов уже назвал «так называемыми деятелями культуры». Авторитетов для него нет. Он заявил, что его поддерживает 90% населения. Видимо, те миллионы зрителей, которые каждый вечер переполняют залы и аплодисментами поддерживают тех же Калягина, Табакова, Райкина, Костолевского и других «так называемых», чиновник из «населения» уже исключил.