Москва
Москва
Петербург
Что смотреть на Венецианской биеннале

Что смотреть на Венецианской биеннале

Только что открывшаяся 56-я Венецианская биеннале современного искусства празднует 120-летие. Что из десятков выставок смотреть в первую очередь — в выборе Time Out.

Главный проект биеннале, куратором которого выбрали директора мюнхенского музея современного искусства Haus Der Kunst Оквуи Энвезора, традиционно располагается в гигантском здании венецианского арсенала и в павильоне в саду Джардини в окружении 29 павильонов стран-участниц. Остальные 30 павильонов разбросаны по городу, так же, как и обширная параллельная программа.

Учитывая, что транспорта в Венеции, кроме ходящих по самым широким каналам маршрутных корабликов-вапоретто, практически нет (можно, конечно, кататься на гондоле, но это, во-первых, очень медленно, во-вторых, очень дорого), побегать на своих двоих по извилистым улочкам, лестницам и мостам придется немало. Так что надеваем самую удобную пару кроссовок — и вперед. Времени полно — биеннале продлится до конца осени.

 

Главный проект 56 Венецианской биеннале
Куратор Оквуи Энвезор

Итак, поделенный на две части главный проект «поселился» в парке Джардини и в Арсенале неподалеку. На его внимательный осмотр потребуется несколько часов — к тому же в Арсенале располагаются и национальные павильоны (итальянский, китайский, ирландский, албанский и другие), так что можно смело выделить целый день. Судя по настроению, которое создает основной проект биеннале, будущее наше не слишком радужное: капитализм — зло, коммунизм тоже, планета уничтожается, справедливости нет, формулу любви не открыли. Тем не менее, в проекте огромное количество замечательных работ, включая отмеченный «Золотым львом» интерактивный проект американки Адриан Пайпер «Регистрация возможного доверия» — в нем может поучаствовать любой желающий, поставив электронную подпись под одним из утверждений вроде: «Я всегда буду слишком дорог для того, чтобы быть купленным».

 

Armenity в павильоне Армении на острове Сан-Ладзаро

Еще один обладатель «Золотого льва» этой биеннале, проект павильона Армении посвящен 100-летию печального события — армянского геноцида. Это визуально понятный, трогательный и пронзительный одновременно проект, участники которого — художники из армянской диаспоры по всему миру, действительно стоит небольшого морского путешествия на остров Сан-Ладзаро.

 

Тихару Сиота (Chiharu Shiota). The Key in Hand. Павильон Японии в саду Джардини

Поразительно красивая инсталляция японской художницы, живущей в Берлине, состоит из огромного количества ключей, подвешенных на красные нити, — они образуют масштабную сложную паутину под потолком павильона, спускаясь в некоторых местах почти до пола и прикрывая расставленные в трех залах три старые лодки. По словам Тихару, ключ — это ценная вещь, оберегающая близких нам людей и дорогие нам вещи. В то же время ключи открывают нам новые миры и дороги. Подвешенные на красных нитях, они символизируют воспоминания и мечты, накопленные человеком в течение жизни.

 

Селест Бурсье-Мужено. Rêvolutions. Павильон Франции в саду Джардини

Пусть вас не смущает название проекта — речь в нем не о политических протестах и не о революции в привычном понимании. Rêvе по-французски — мечта, и выставка посвящена тесной взаимосвязи природы и человека, о которой последний склонен все чаще забывать. Вдоль белоснежных стен художница сконструировала мягкие комфортные настилы, а в центре поместила огромное дерево (еще два таких же расположились на улице перед павильоном), которое медленно движется, словно паря над полом. Очень поэтичная и даже сказочная работа нравится всем без исключения посетителям биеннале — еще и потому, что поваляться на мягких подушках в прохладе белого павильона после интенсивной пробежки по раскаленной Венеции — блаженство, которое словами не передать.

 

Сара Лукас. I Scream Daddio. Павильон Великобритании в саду Джардини

Знаменитая британская художница, представительница движения Young British Artists (в него входят также братья Чепмены, Дэмиен Херст, Трейси Эмин и многие другие) не отказала себе в возможности немного похулиганить и создала довольно провокационный проект, героями которого стали нижние половины человеческих тел с сигаретами в разных местах, для курения вроде как не предназначенных. Тем не менее, не стоит сморщив нос бежать из ярко-желтого пространства павильона. Прочитав комментарии Сары в буклете, который выдают при входе, понимаешь, что проект полон юмора и иронии по отношению к чрезмерной серьезности, с которой сегодня обсуждаются проблемы сексуальности, телесности и гендерной принадлежности. Например: «Если б Марадона был цветом, он был бы розовым. Но я тут все покрасила в желтый, чтоб вам было повеселее».

 

Что еще не пропустить:

To be all ways to be. Павильон Голландии в саду Джардини.
Apotheosis. Павильон Чехии в саду Джардини.
Hope. Павильон Украины на набережной Рива деи Сетте Мартири.
The Subjects. Павильон Испании в саду Джардини.
Vita Vitale. Павильон Азербайджана и азербайджанский проект The Union of Fire and Water.
Paradise. Сай Твомбли в Ка’Пезаро.
Beneath the Flow. Подводный проект Адама де Нежа.

Фото © Sarah Lucas' British Council commission is at la Biennale di Venezia 9 May – 22 November 2015

12 мая 2015,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация