Что смотреть на Венецианской биеннале
Только что открывшаяся 56-я Венецианская биеннале современного искусства празднует 120-летие. Что из десятков выставок смотреть в первую очередь — в выборе Time Out.

Главный проект биеннале, куратором которого выбрали директора мюнхенского музея современного искусства Haus Der Kunst Оквуи Энвезора, традиционно располагается в гигантском здании венецианского арсенала и в павильоне в саду Джардини в окружении 29 павильонов стран-участниц. Остальные 30 павильонов разбросаны по городу, так же, как и обширная параллельная программа.

Учитывая, что транспорта в Венеции, кроме ходящих по самым широким каналам маршрутных корабликов-вапоретто, практически нет (можно, конечно, кататься на гондоле, но это, во-первых, очень медленно, во-вторых, очень дорого), побегать на своих двоих по извилистым улочкам, лестницам и мостам придется немало. Так что надеваем самую удобную пару кроссовок — и вперед. Времени полно — биеннале продлится до конца осени.

 

Главный проект 56 Венецианской биеннале
Куратор Оквуи Энвезор

Итак, поделенный на две части главный проект «поселился» в парке Джардини и в Арсенале неподалеку. На его внимательный осмотр потребуется несколько часов — к тому же в Арсенале располагаются и национальные павильоны (итальянский, китайский, ирландский, албанский и другие), так что можно смело выделить целый день. Судя по настроению, которое создает основной проект биеннале, будущее наше не слишком радужное: капитализм — зло, коммунизм тоже, планета уничтожается, справедливости нет, формулу любви не открыли. Тем не менее, в проекте огромное количество замечательных работ, включая отмеченный «Золотым львом» интерактивный проект американки Адриан Пайпер «Регистрация возможного доверия» — в нем может поучаствовать любой желающий, поставив электронную подпись под одним из утверждений вроде: «Я всегда буду слишком дорог для того, чтобы быть купленным».

 

Armenity в павильоне Армении на острове Сан-Ладзаро

Еще один обладатель «Золотого льва» этой биеннале, проект павильона Армении посвящен 100-летию печального события — армянского геноцида. Это визуально понятный, трогательный и пронзительный одновременно проект, участники которого — художники из армянской диаспоры по всему миру, действительно стоит небольшого морского путешествия на остров Сан-Ладзаро.

 

Тихару Сиота (Chiharu Shiota). The Key in Hand. Павильон Японии в саду Джардини

Поразительно красивая инсталляция японской художницы, живущей в Берлине, состоит из огромного количества ключей, подвешенных на красные нити, — они образуют масштабную сложную паутину под потолком павильона, спускаясь в некоторых местах почти до пола и прикрывая расставленные в трех залах три старые лодки. По словам Тихару, ключ — это ценная вещь, оберегающая близких нам людей и дорогие нам вещи. В то же время ключи открывают нам новые миры и дороги. Подвешенные на красных нитях, они символизируют воспоминания и мечты, накопленные человеком в течение жизни.

 

Селест Бурсье-Мужено. Rêvolutions. Павильон Франции в саду Джардини

Пусть вас не смущает название проекта — речь в нем не о политических протестах и не о революции в привычном понимании. Rêvе по-французски — мечта, и выставка посвящена тесной взаимосвязи природы и человека, о которой последний склонен все чаще забывать. Вдоль белоснежных стен художница сконструировала мягкие комфортные настилы, а в центре поместила огромное дерево (еще два таких же расположились на улице перед павильоном), которое медленно движется, словно паря над полом. Очень поэтичная и даже сказочная работа нравится всем без исключения посетителям биеннале — еще и потому, что поваляться на мягких подушках в прохладе белого павильона после интенсивной пробежки по раскаленной Венеции — блаженство, которое словами не передать.

 

Сара Лукас. I Scream Daddio. Павильон Великобритании в саду Джардини

Знаменитая британская художница, представительница движения Young British Artists (в него входят также братья Чепмены, Дэмиен Херст, Трейси Эмин и многие другие) не отказала себе в возможности немного похулиганить и создала довольно провокационный проект, героями которого стали нижние половины человеческих тел с сигаретами в разных местах, для курения вроде как не предназначенных. Тем не менее, не стоит сморщив нос бежать из ярко-желтого пространства павильона. Прочитав комментарии Сары в буклете, который выдают при входе, понимаешь, что проект полон юмора и иронии по отношению к чрезмерной серьезности, с которой сегодня обсуждаются проблемы сексуальности, телесности и гендерной принадлежности. Например: «Если б Марадона был цветом, он был бы розовым. Но я тут все покрасила в желтый, чтоб вам было повеселее».

 

Что еще не пропустить:

To be all ways to be. Павильон Голландии в саду Джардини.
Apotheosis. Павильон Чехии в саду Джардини.
Hope. Павильон Украины на набережной Рива деи Сетте Мартири.
The Subjects. Павильон Испании в саду Джардини.
Vita Vitale. Павильон Азербайджана и азербайджанский проект The Union of Fire and Water.
Paradise. Сай Твомбли в Ка’Пезаро.
Beneath the Flow. Подводный проект Адама де Нежа.

Фото © Sarah Lucas' British Council commission is at la Biennale di Venezia 9 May – 22 November 2015

Еще по теме

Загружается, подождите ...
Загружается, подождите ...