Не только «Крепкий орешек»: 6 по-настоящему хороших фильмов с Брюсом Уиллисом | Кино | Time Out

Не только «Крепкий орешек»: 6 по-настоящему хороших фильмов с Брюсом Уиллисом

  19 марта 2023
4 мин
Не только «Крепкий орешек»: 6 по-настоящему хороших фильмов с Брюсом Уиллисом
Брюс Уиллис в фильме «Детектив Найт: Независимость» Фото: legion-media.ru
19 марта исполняется 68 лет Брюсу Уиллису, звезде фильмов 1990-х и одному из известнейших в мире актеров. Несмотря на то, что месяц назад он объявил о завершении карьеры из-за проблем со здоровьем, за годы работы Уиллис успел сняться в десятках картин. Time Out предлагает познакомиться с лучшими из них.

«Крепкий орешек» (1988)

К концу 1980-х Уиллис сделал карьеру как комедийный актер в сериале «Детективное агентство “Лунный свет”», но не отказался от шанса стать новым героем боевика. Тогда этот жанр процветал – спасибо Шварценеггеру и Сталлоне.

У Уиллиса все получилось прекрасно: боевик Джона Мактирнена запустил собственный поджанр, и с тех пор любой экшн стали называть «Крепким орешком в небоскребе», «Крепким орешком в самолете» и так далее. Мало того, Time Out London в списке ста лучших экшенов поместил «Крепкого орешка» на первое место. И это справедливо: в нем есть действие, злодеи, юмор и обаятельный герой – а в Брюсе Уиллисе оказалось столько обаяния, что он потом вытягивал на себе не один провальный фильм.


«Смерть ей к лицу» (1992)

Снявшись в двух успешных «Крепких орешках» и пережив первый оглушительный провал уже в статусе суперзвезды первой величины («Костер тщеславий» в 1990-м провалился в прокате и был уничтожен критиками), Уиллис на вершине своей геройской карьеры неожиданно сыграл мямлю-пластического хирурга в комедии Роберта Земекиса о голливудском тщеславии в компании с Голди Хоун и Мерил Стрип. Его безвольный врач, из-за которого отчаянно дерутся две помешанные на молодости героини, вызывает и жалость, и симпатию, а фильм спустя 30 лет смотрится еще лучше, чем в 1992-м.


«Криминальное чтиво» (1994)

Брюс Уиллис настолько хотел поработать с Квентином Тарантино после просмотра «Бешеных псов», что сильно снизил свои гонорарные требования (после «Крепкого орешка», за которого актер получил 5 млн долларов, он стал требовать от 7 до 15 млн, но тут согласился работать за 800 тысяч). Более того, именно его согласие сыграть боксера Бутча, пошедшего против воли начальства, было ключевым при решении запускать производство «Криминального чтива». А сам Тарантино так хотел работать со звездой, что не отдал роль Бутча Мэтту Диллону, под которого писал сценарий.

Фильм в итоге получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале, номинировался на семь «Оскаров» и собрал по миру больше 200 млн (при бюджете 8 млн). Все остались так довольны сотрудничеством, что Уиллис через год снялся в новелле Тарантино в «Четырех комнатах».


«12 обезьян» (1995)

В ремейке «Взлетной полосы» Криса Маркера, снятом Терри Гиллиамом, Уиллис сыграл едва ли не самую серьезную роль в своей карьере — заключенного, который отправляется в прошлое, чтобы предотвратить конец света.

Возможно, это случилось потому, что Гиллиам перед съемками показал звезде список «клише Брюса Уиллиса», которые тот не должен был использовать в работе. Так благодаря Гиллиаму герой боевика открыл для себя жанр сайенс-фикшна, в котором позже снимался не раз и с не меньшим кассовым успехом, — но вершин «12 обезьян» ни один из более поздних фильмов не достиг.


«Пятый элемент» (1997)

Люк Бессон знал, как использовать выигрышные черты и приемы Уиллиса. «Пятый элемент» оказался успешным, потому что нигде больше актер так не «давал Брюса Уиллиса» — вставал с похмельем и вообще играл неотразимого неудачника-таксиста, которому спасать мир совсем не хочется, но надо, с шутками вроде:

«Потише, девушка, я говорю только на двух языках: английском и плохом английском».


«Шестое чувство» (1999)

Уиллис снова выиграл, согласившись сыграть у относительного новичка М.Найта Шьямалана, который написал роль детского психолога специально для актера.

Лента с бюджетом 40 млн в итоге собрала 672 млн по всему миру, сделав и так не бедного Уиллиса еще богаче благодаря проценту с проката и прав на DVD. Но важность «Шестого чувства» не только в его коммерческом успехе. Фильм, в котором герою боевика не нужно было бегать и стрелять, а всего лишь грустно смотреть на больного мальчика, стал одной из последних перед засильем интернета картин, финал которой ни в коем случае нельзя рассказывать пока не смотревшим ее знакомым.

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.