Прокрастинация как инструмент роста | Главное | Time Out
Главное

Прокрастинация как инструмент роста

Елена Снежко   19 апреля 2023
8 мин
Прокрастинация как инструмент роста
Мы привыкли считать, что прокрастинация – состояние нездоровое и недостойное успешных людей с активной жизненной позицией. Она тормозит процессы развития, не дает идеям реализоваться, заставляет сомневаться в себе… А так ли на самом деле? Опытом и мнением делится Елена Снежко, продюсер, консультант по личному маркетингу и эксперт по выстраиванию личного бренда.

Когда-то я была неотъемлемой и значимой частью корпоративного мира. Могущественного, беспощадного, требовательного, завораживающего и многообещающего. Казалось, что чем больше ответственности ты на себя берешь, тем быстрее рост и больше дивидендов – статуса, денег, признания и уважения. А еще казалось, что больший объем ответственности, чем тот, с которым ты сталкиваешься в стенах офиса, и придумать сложно. Все, что потянешь – все твоё. И делегировать можно дела и обязанности, но не ответственность за них.

В том мире мы совершали подвиги: сбивали молоко в масло, раздвигали пространство, находили 25-й час в сутках. Даже отпуск был эффективным – ты всегда (или почти всегда) на связи. Ни один процесс не остановится, пока ты покоряешь горные вершины, изучаешь морское дно или наслаждаешься колониальным стилем в архитектуре. Потому что все подчинено таймингам и дедлайнам. Как пишут в умных учебниках по бизнесу, любая цель должна соответствовать критериям SMART: быть конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (achievable), значимой (relevant) и, что особенно важно, ограниченной во времени (time bound). Полезное время – это время в действии.

Походы к кулеру и на перекуры (если актуально) во время рабочего дня – единственный шанс вынырнуть, чтобы набрать воздуха и занырнуть обратно. Вынырнуть не из корпоративного социума, а, скорее, из конвейера полезных действий. Тогда я не понимала тех, кто при наличии активных проектов читает по полдня новости в «интернетах», но и к организациям, закрывающим сотрудникам доступ к соцсеткам в офисе, тоже относилась с недоумением. Зачем? Все равно на них времени особо нет…

Прошло много-много лет. Я давно не работаю в найме. Утро. Сижу на кровати. Смотрю в точку. Колготки натянуты наполовину – в районе коленок я остановилась. Нужно начинать свой эффективный день. Я ни о чем не думаю, голова пустая. Потом я сварю кофе и напишу на бумажке список дел. Расписание, которое зависит только от меня. Иногда я делаю много, порой не меньше суечусь из-за нагнетаемой мной же самой тревоги, а бывает, что не делаю ничего вовсе. Вообще у меня всегда два списка: в одном записаны все мои проекты – большие, малые, реальные и не очень, срочные, важные, заведомо провальные, прорывные и ломающие систему. Лучше этот список не показывать никому, чтобы не столкнуться с оценочными суждениями, критикой, воровством идей (ой, плагиатом) и обвинениями в расфокусе. А еще есть второй – он на каждый день. Обычно список одного дня мало отличается от следующего. Я пишу, вычеркиваю, что сделано, и переношу что не сделано или сделано не до конца в список следующего дня. Прогресс не отследить, потому что список предыдущего дня уничтожается. Как оценить, полезно ли моё время? Ведь действия фиксируются очень относительно, да и, по правде говоря, не каждый день я провожу в активных действиях.

Моя прокрастинация иногда вызывает у меня фантомные боли, фиксации еще с корпоративных времен – ощущение, что, когда я ничего не делаю, спускаю время в песок. А ведь время, как нас учили, – это ресурс, с ним нельзя так безответственно поступать. И чем больше у меня беспокойства об упущенном ресурсе, тем меньше этого ресурса и дел, которые я могу успеть сделать. Парадокс и замкнутый круг получается.

Сижу, бесконечно ною подруге Даше, которая готова это нытье выслушивать, что я ничего не успеваю и как я устала ходить по кругу. Она, большой босс в крупной компании, говорит мне: «Ну, не суди себя так строго». И она права. В том, что нам всем нужно не просто вынырнуть за очередной порцией воздуха, а необходимо восстанавливаться. Делать перерывы и отдыхать. Наше физическое и ментальное состояния напрямую влияют на продуктивность. Даша дает мне настоящее разрешение на то, что я могу/имею право ничего не делать, отложить на потом. Потому что именно в этом есть источник свежих идей, мотивации и просто ресурса и физических сил для того, чтобы не спустить другой ресурс вхолостую.

Время – забавная категория. Задумайтесь: если потратить свое время на других, на себя не останется. Но самое интересное, что если НЕ потратить его на себя, то и другим ничего не достанется.

Однажды мы обсуждали полезность использования времени с Колей. Он, в прошлом успешный стартапер многомиллионного бизнеса, в тот момент находился в процессе запуска собственных новых проектов и регулярно, так же, как и я, страдал от аналогичного диагноза: «Беспокойство от ничегонеделанья, когда столько дел нужно переделать». Ему, как и мне, требовалось разрешение. «Ну, вот сделал я один звонок сегодня. И ничего больше не делал. И думаю: правильно это или нет. Но ведь он, один, по своим последствиям гораздо более результативный, чем если бы я переделал остальные 15 дел из плана на сегодня», – рефлексировал он тогда. «Мне кажется, ты молодец и перевыполнил дневную норму КПД (коэффициента полезного действия)», – давала ему разрешение я.

В реальности оказалось, что и требования корпоративного мира, и схожие по природе ожидания инвесторов в случае с Колей на самом деле снимают с тебя ответственность. Ведь за тебя решено, как правильно и неправильно проводить свое время. Все действия имеют «кипиай» и оцениваются в единой системе. Планировать самостоятельно, по-настоящему самостоятельно – это большой труд и настоящая ответственность. А выйти из привычной системы оценок всегда тревожно. Но если не делать то, что никогда не делал, то нельзя оказаться там, где никогда не был.

Со временем я сформулировала два своих собственных правила: срочные дела должны быть технически простыми, и их нужно делать сразу, не откладывая, а еще – что не всегда можно с важными делами уложиться в тайминг или дедлайн и нельзя корить себя за это. Лучше не сделать вовремя, чем сделать плохо то, что формирует твои смыслы и репутацию.

Правила, конечно, не самые правильные, поскольку часто загоняют меня в ловушку подмены важного на срочное. И (ужас-ужас!) есть проекты, которые кочуют из списка в список уже несколько лет. Такие дела…

Почему же я/мы откладываем важное, прорывное, любимое, то, что на самом деле наполняет и может поменять качество жизни? Что мешает мне/нам взять да и сделать? Прокрастинация? «Вид саморазрушительного поведения, при котором человек откладывает решение задач на последний момент», читаем в толковом словаре русского языка.

Даже если я приняла решение поменять приоритеты, отодвинуть все срочное и посвятить себя и время важному, я обязательно открою соцсетки, авито, пинтерест, несколько телеграм-каналов, порталов или аккаунтов интернет-магазинов русских дизайнеров, просто чтобы поскроллить без особой цели, схожу поесть, налью кофе раз пять, прилягу, помою посуду и… начну тревожиться. Испытываю беспокойство, что время проходит впустую. И чтобы снять эту тревожность, переделаю еще десяток срочных дел. Вернусь на конвейер. Отдам долг ответственности.

На самом деле саморазрушением в данном случае является отнюдь не сама прокрастинация. А страх. Страх потерпеть неудачу или лишиться мечты, если все сложиться успешно. А еще отсутствие идеи и пренебрежение тем фактом, что для действительно крутой идеи нужно время. Она должна декантироваться, обрести полный вкус – как хорошее вино. Потому что если не декантируется, то дрянь, эта ваша идея. И тут как раз на помощь и приходит… прокрастинация. Она как медитация, даже в рутине мелких занятий помогает ощутить пустоту. Понять, что настоящее, а что наносное. За что стоит тревожиться, а что пройдет само. Она помогает понять, что случится, если все пойдет по плохому сценарию. На самом деле – ничего. Поэтому бояться нечего.

Прокрастинация освобождает голову и душу, чтобы мы могли увидеть то, что не видно при работе конвейера, и, конечно, поймать вдохновение, начать воспринимать мир по-другому, устанавливать свои правила и создавать новые системы. Она открывает источник ярких проектов, инновационных решений, развилок и дорожных карт. И она помогает по итогу мобилизоваться, чтобы все это реализовать. В режиме таймингов и дедлайнов. Это не я так думаю. Я так ощущаю. А еще видела настоящий научный график, где было исследованиями доказано, что время, потраченное на сочинение музыкального произведения (не на написание, а именно на созидательный процесс, включающий ожидание музы), имеет прямую корреляцию со степенью гениальности этого произведения. Так как-то. Только прокрастинировать нужно с полной ответственностью.

Я выдыхаю, встаю с кровати, натягиваю колготки повыше. И иду в новый день. Совершать не подвиг, но чудо. Превращать воду в вино, делать квантовые переходы, не бояться уходить в новые занятия, изучать тьму, стремиться к свету, постоянно учиться и заниматься творчеством. Полезное время – время душевного подъёма. Главное – не свалиться в омут срочных дел. Впрочем, как и обычно.