Главное – не стать «надюхой»

Главное – не стать «надюхой»

  20 февраля 2015
5 мин
Главное – не стать «надюхой»
Как сделать так, чтобы жизнь после брака осталась такой же легкой и приятной, как до него? Что укрепляет современную семью, а что разрушает? Екатерина Каменская ищет ответы в книгах, фильмах, блогах и в своей жизни.

Тема отношений интересует женщин с детства. Конечно, некоторых больше, чем других. Ни о чем в жизни я так не мечтала, как о принце. В итоге я вышла замуж, когда все мои подруги уже повторно развелись, — в 37 лет. Объединили нас с мужем, как я понимаю, чувство юмора и любовь к порядку. Правда, для моего мужа порядок — это в первую очередь дисциплина и режим, а для меня — чистота и красота, но эти частности только дополняют общее единство.

 

Несмотря на то что мы с самого начала решили не портить друг другу настроение, а поднимать (в знак чего в ЗАГСе надели красные клоунские носы), довольно быстро выяснилось, что мы оба довольно вредные и критичные люди. Опыт наших друзей, которые выходили замуж по большой любви, а разводились из лютой ненависти, подсказывал, что критикой лучше не увлекаться — во всяком случае, критикой друг друга.

 

«Я вычищу кухню как место преступления, а это оно и есть, потому что ты убил радость», — говорит герой сериала «Американская семейка» Митчелл Притчет своему возлюбленному после очередной порции упреков. Убить радость — это бытовое преступление, которое после замужества мы совершаем чуть ли не ежедневно.

 


Муж — это жилистый кусок мяса: его надо отбить или провернуть, чтобы он стал человеком


К тому же образ жены, который завис в нашем коллективном бессознательном, больше всего похож на Надюху из советского фильма «Любовь и голуби» с ее коронной фразой «Прям так бы и убила паразита». Возможно, вы не смотрели этот фильм, но наверняка понимаете, о чем я. Получи хоть три высших образования — все равно время от времени будешь такой вот «надюхой», для которой муж — это жилистый кусок мяса: его надо отбить или провернуть, чтобы он стал человеком.

 

Вообще на фоне нашего поведения до свадьбы, когда мы заигрываем, хихикаем и наряжаемся, а будущий муж нас «завоевывает», то, что происходит потом, выглядит обманом, разочарованием и каким-то даже заговором всех женщин против всех мужчин — и наоборот.

 

Но это, конечно, никакой не заговор, а просто невежество. Благодаря программе по ликвидации безграмотности, начатой в бог знает каком 1919 году, мы научились читать и считать, но «человековедения» как не было в списке школьных предметов, так и нет, а экзамен по нему приходится сдавать каждый день.

 

Остается только самостоятельно менять прошивку и становиться более совершенной версией самой себя. На тему перепрошивки уже написано много толковых книг, от совсем сермяжных вроде бестселлера Ozon.ru «Как стать любимой и желанной» Оксаны Дуплякиной до «Бог красит губы» учителя каббалы Карен Берг. Я их, совершенно не стесняясь, читаю.

 

Пропагандисты счастливой семейной жизни Светлана Ермакова (63 года) и Леонид Жаров (59 лет) — самые взрослые блогеры рунета. В их «жж» можно найти, например, такие посты с тегом «семья-дружба»:

 

«В семье-дружбе секс всегда приятен, потому что муж и жена продолжают восхищать друг друга – как собеседники, как красивые люди. В семье-дружбе сохранению эротики придается огромное значение».

 

«Что делать с мужчиной? Возбуждать желание жить. В каждый момент своего общения спрашивайте себя: какое желание я сейчас возбуждаю в муже? Желание жить или желание повеситься?»

 

Все истории разводов похожи, как сюжеты «Форс-мажоров», где каждый считает себя правым, и герои с утра до вечера заняты поиском компромата. Истории семейного счастья — это плюс-минус «Американская семейка», в которой все принимают друг друга как есть и беспрерывно хохочут, и где именно отношения создаются в первую очередь, несмотря на наличие других общих проектов, будь то дети или ремонт.

 


Убить радость — это бытовое преступление, которое после замужества мы совершаем чуть ли не ежедневно


Однажды мы c мужем пришли на прием к доктору Кузнецову. Наш двухлетний сын Макар в то время вел себя как последний негодяй, а именно кидал на пол ложки во время обеда. Муж решил, что с мальчиком беда. Доктор Кузнецов – психолог и отец пятерых детей — быстро поставил мужу диагноз, и все оставшееся время расспрашивал, какие семейные правила у нас есть. Начали вспоминать — оказалось, кое-какие имеются.

 

Например, мы не ходим дома в тапочках, потому что это некрасиво. Стараемся раз в неделю обедать вдвоем. Обнимаемся несколько раз в день. Посылаем друг другу дурацкие наклейки в Viber. И даже несмотря на то, что между нами часто спят дети, которые пихаются ногами во сне, мы хотим, чтобы в семейной иерархии они занимали свое законное место и не лезли на первый план. Одним словом, из последних сил пытаемся оставаться друг для друга мужчиной и женщиной.

 

Доктор Кузнецов внимательно нас выслушал. Потом сказал, что для тех, кто хочет жить долго и дружно, главное дело — написать правило мирного разрешения конфликтов. И показал свое: список из шести пунктов висел на холодильнике.

 

«…и как только я сняла с себя свадебное платье, — говорила Кэрри Брэдшоу, — я поняла удивительную вещь. Очень странно, но мы любим сочинять собственные клятвы, а намного важнее сочинять собственные правила».

 

  • Напишете — не забудьте повесить на видное место. И распишитесь оба! — сказал доктор на прощание.

 

И мы пошли домой. Макар после этого еще несколько месяцев кидал ложки на пол. А потом стал кидать вилки.

 

Кстати, правило мирного разрешения конфликтов мы так и не придумали. Есть еще над чем работать, но, видимо, необходимости в этом пока нет. А может, и не будет, потому что «человековедение» не преподавали и психологам тоже.

 

© Robert Meyers «What Husbands Don't Know»