Москва
Москва
Петербург
Вячеслав Гришечкин: «Если бы Берия провел реформу, перестройка бы не понадобилась»

Вячеслав Гришечкин: «Если бы Берия провел реформу, перестройка бы не понадобилась»

В сериале «Охота на Берию» Лаврентий Берия в исполнении Вячеслава Гришечкина впервые показан живым человеком, а не выдуманным монстром.
Ваши педагоги говорили, что у вас «внешность героя, глаза Лермонтова, а голос не подходит ни тому ни другому». А еще вас сравнивали с Луи де Фюнесом. Думаю, ни те ни другие не находили у вас портретного сходства с Берией…

Тогда я действительно не был на него похож.

Может, и Пиманов (реж. сериала. — Прим. Time Out) не добивался портретного сходства?

После третьей моей видеопробы он долго смотрел на экран и бормотал: «Никак не могу понять, что же меня смущает…» Я уже практически распрощался с ролью. Причем не в первый раз — несколько лет назад меня пробовали на роль Лаврентия Павловича в «Московской саге». Но не утвердили — взяли грузинского актера. Обидно было до слез — я ведь и сам наполовину грузин. Я и теперь подготовится к провалу, думал: «Чем же я тебе так не нравлюсь, я ж хороший артист?!» А потом Пиманов попросил меня снять черную шляпу — и сразу все встало на свои места: высокая шляпа сильно удлиняла лицо, и что-то в моем облике не складывалось. Так что, получив режиссерское задание поправиться как можно больше, я был утвержден на роль. А мне только дай волю — начну пиво водкой запивать — шучу, конечно, но несметное количество съеденных бананов, винограда и дынь сделали свое дело. Прибавил я 10 килограммов за месяц — и лицо «наел», и бычью шею.

Я знаю, что вы давно мечтали сыграть именно Берию.

Это желание возникло, когда я посмотрел фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Как сейчас помню этот подпольный просмотр на грузинском языке. Переводил мне очень известный человек, который к тому же все время останавливал пленку (мы смотрели на видео) и комментировал практически каждый кадр — там столько деталей, на которые при первом просмотре не обращаешь внимания! Вот тогда я и заразился идеей сыграть Берию.

Что нового вы открыли для себя в этом человеке?

Когда еще говорили наши учителя: «Кричи сердцем, а не голосом, играй злого, а ищи в нем доброго». В данном случае я старался следовать именно этому принципу — мы показали не монстра, а человека¸ сделанного из плоти и крови. Мы искали в нем человеческие черты. Например, в начале фильма, когда Лаврентий Павлович поднимается по лестнице в Кремле, я споткнулся на последней ступеньке. Этот, казалось бы, клоунский гэг очень очеловечил его. Хотя критики, конечно, могут усмотреть в нем другое значение: если человек, который рвется к вершинам власти, спотыкается — он никогда не станет победителем. А еще в картине есть сцена, которая мне лично очень нравится: на суде Берию «закладывает» его любовница, он почти плачет и говорит: « Я ее любил, и я ее люблю». Очень по-человечески понятное чувство.

Я много общалась с сыном Берии — Сергеем Лаврентьевичем — и спрашивала про многочисленных любовниц отца. Он сказал, что это полная чушь, мол, отец всегда ночевал дома. По утрам вместе с сыном делал зарядку. Обедал тоже всегда дома. День проводил в Кремле — откуда у него взялось бы время на женщин: или в Кремле был бордель? Он говорил, что знает многих женщин, которых заставляли давать разоблачительные показания против отца… Хотя Берия признался, что у него есть любовница и даже внебрачная дочь, с которой Серго общался всю свою жизнь…

Это очень похоже на правду — то, что он снимал женщин на улицах, — выдумка, миф…

Но мы общались, когда Серго был довольно пожилым человеком, много пережившим, прекрасным ученым с мировым именем, умным, образованным и, мне показалось, честным человеком. Он, например, приводил такие факты: к работе в органах Берия приступил в конце 1938 года и закончил в 1942-м. За это время он выпустил из лагерей порядка 600—800 тыс. человек, а посадил 25 тыс. Серго помнил разговоры отца с Жуковым, когда они обсуждали, кто из офицеров и армейских главнокомандующих жив и кого нужно срочно выпускать. Думаю, в биографии Берии все было сложнее, чем в наших учебниках истории. Насколько честны были вы в работе над образом этого человека?

Мы много говорили с Пимановым, который дотошно изучил документы, в том числе и секретные. И пришли к выводу, что Берия был человеком выдающегося ума, он строил грандиозные планы и готовил реформу — если бы она была проведена, не понадобилась бы горбачевская перестройка. Он после смерти Сталина слишком понадеялся на себя и свое окружение, думал, что все под контролем, а в результате сам попал под раздачу и был расстрелян. Потому что никакая реформа в то время никому не была нужна.

А вам не страшно было его играть?

Наш сериал заканчивается сценой расстрела моего героя. В бункере, где это произошло, сохранился деревянный щит с отверстием, пробитым пулей. Когда я подошел к этому щиту, затылком уперся в дырку. Кроме того, последнее письмо Берии к Маленкову о помиловании датировано 28 июня, а это день моего рождения. От таких мистических совпадений волосы, и правда, дыбом встают.

Можно сказать, что вы, наконец, сыграли трагедию, о которой давно мечтали — все-таки в кино у вас ведь больше комических ролей?

Это скорее драма трагической личности. Хотя комедийного в нем ничего нет. Но трагедия в классическом понимании — это скорее король Лир, нежели Берия.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация