Погадаем: каким будет 2015-й

Погадаем: каким будет 2015-й

Павел Хицкий   13 января 2015
4 мин
Погадаем: каким будет 2015-й
Точно предсказать, что ждет москвичей в кризисный 2015-й, не может ни один эксперт, слишком непредсказуемо развивается кризис. Но вот что можно спрогнозировать уже сейчас.

Медиа

Из-за подорожания бумаги и сокращения рекламы могут закрыться до половины газет и журналов — скачки рубля сделают то, что не удалось интернету и закону об иностранном владении 25% российскими СМИ. «Цены на бумажные издания вырастут на 30-50 процентов. И примерно на столько же упадут объемы рекламы в газетах. В глянцевых журналах, кстати, падение будет еще больше. И если не предпринять экстренных шагов, чтобы поддержать прессу, то прогнозы на 2015 год для отрасли будут неутешительными», — считает замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. В качестве возможных мер он называет снятие запрета на рекламу в СМИ алкоголя и табака.

Зарплаты

Зарплаты в Москве упадут не сильно — по разным прогнозам, на 3-6%. Но на фоне подорожания еды и высокой инфляции это снижение покажется болезненным. Кроме журналистов в 2015-м работу потеряют многие сотрудники банков, официанты и другие работники сферы услуг. Вдобавок усилится конкуренция — в том числе потому, что из-за падения рубля и снижения цен на аренду московских квартир из теплых стран начнут возвращаться дауншифтеры. Они уже потянулись домой: перед Новым годом портал aviasales.ru зафиксировал двойной спрос на авиабилеты в один конец в Москву из Юго-Восточной Азии.

Рестораны

Уже исчезли Honest Александра Оганезова и ресторан русской православной кухни «Воскресенье», скоро, по слухам, перестанет работать Jerome&Patrice. Следующую волну закрытий ждут в марте. К концу года дорогих и пафосных мест станет меньше, зато, возможно, появится больше баров с дешевым алкоголем — рестораторы разумно полагают, что на него даже в тяжелые времена не падает спрос. Всего эксперты прогнозируют закрытие 20% ресторанов. Среди причин называют подорожание аренды, кредитов и повышение цен на продукты у поставщиков.

Театр и выставки

Деньги на декорации и освещение в театрах станут считать жестче, музеи начнут устраивать более дешевые выставки и закупать меньше экспонатов (по этой статье им сильно урезали финансирование), но арт-катастрофы эксперты пока не ждут. В этом году федеральное правительство и Москва сохраняют большую часть расходов на культуру, а серьезные денежные проблемы у театров и выставочных пространств могут начаться в 2016-м — если кризис не кончится, государство начнет сокращать им финансирование всерьез.

Концерты

Организаторы концертов уже не могут предложить иностранным звездам прежние гонорары в долларах, так что большие музыканты станут выступать в Москве реже. Пока клубы и концертные площадки выполняют уже подписанные контракты, у москвичей есть возможность попасть, например, на выступления Робби Уильямса и Ника Кейва. Поспешите — кто знает, когда они приедут в следующий раз.

Отдых

На новогодних каникулах за границей побывало в 3 раза меньше москвичей, чем в прошлом году. Зато многие отправились отдыхать в Сочи, на Алтай, в Центральную Россию. Летние отпуска большинство горожан тоже проведет на российской территории — в том числе из-за этого, по данным Ассоциации туроператоров России, в этом году обанкротится треть турфирм. К сожалению, на стоимость зарубежных поездок это почти не повлияет. Отели еще дают скидки, когда пустеют, но авиакомпании не склонны продавать дешевые билеты даже в кризис — 60% расходов у них в валюте, так что перевозчики  просто не могут позволить себе снижать цены.

Кино

В этом году на праздниках прокатчики собрали на 8% больше, чем в прошлом, но и билеты стоили ровно на 8% дороже. Тем не менее, фильмы и дальше останутся одним из самых демократичных городских развлечений — к тому же в этом году зрителей ждет отличный массовый репертуар. Правда, с фестивальным кино ситуация станет только хуже. Прокатчики будут рисковать меньше: на каникулах уже выходили одни блокбастеры, и не было ни одного нового артхаусного фильма, на который пошла бы взрослая аудитория. Это означает, что мы еще больше станем напоминать страну третьего мира, для которой Голливуд снимает универсальные глупые блокбастеры, а местные трешмейкеры — вторичные комедии.