Москва
Москва
Петербург
Девушка и лук: Дженнифер Лоуренс и будущее женского блокбастера

Девушка и лук: Дженнифер Лоуренс и будущее женского блокбастера

Главная блондинка Голливуда возглавила не только революцию в «Голодных играх: Сойке-пересмешнице», но и новое поколение «героинь боевика».

В прокат выходит третья часть young-adult-франшизы «Голодные игры», а так как первая появилась целых два с половиной года назад, никто уже не помнит, что еще в 2012-м высокобюджетный фильм с женщиной в главной роли считался гарантированно провальной идеей. Рецензию на фильм «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» читайте здесь

Сигурни Уивер в «Чужих», Линда Хэмилтон в «Терминаторе 2» и Милла Йовович в «Пятом элементе»

В голливудском кино женщина традиционно была красивой подружкой, которую нужно было спасать. Ридли Скотт исправил эту несправедливость, сняв в 1979-м «Чужого», где из всего экипажа, уничтоженного хищной инопланетной тварью, выжила только Эллен Рипли (Сигурни Уивер). В сиквеле 1986 года Джеймс Кэмерон пошел еще дальше, дав Рипли большую пушку и ставшую крылатой воинственную фразу Get away from her, you bitch.

Но экшн-героиня приживалась все равно медленно — на протяжении 1980-х настоящий герой боевика Индиана Джонс, не говоря уже о Джеймсе Бонде, менял подружек в каждом фильме, и его примеру последовали «Крепкий орешек» и Итэн Хант из «Миссия: невыполнима». Для экранизаций комиксов тоже подбирали пассивных подружек, для Бэтмена, Супермена и Халка — если женщина могла за себя постоять, значит, она была злодейкой и счастья с супергероем не заслуживала. Даже Джеймс Кэмерон, от которого можно было ждать более феминистского подхода, хоть и сделал в 1991-м свою теперь уже бывшую жену Линду Хэмилтон машиной для убийства в «Терминаторе 2», все равно это фильм «со Шварценеггером», а не хроники Сары Коннор.

Если бы не француз Люк Бессон, который всегда любил снимать кино про целящуюся из пистолета красивую женщину, Голливуд был бы гораздо скучнее. Автор «Никиты» и «Леона» (Натали Портман было 13 лет, когда Жан Рено учил ее стрелять) снял в «Пятом элементе» (1997) Миллу Йовович, которая расправляется с целой компанией инопланетных уродов, заработал кучу денег на желании истосковавшихся по красивому насилию зрителей смотреть на красивых женщин в действии, и не может остановиться до сих пор. Три года назад, в спродюсированной им «Коломбиане», жаждавшая мести за убитых родных Зои Салдана в одиночку отправила на тот свет небольшую вооруженную армию плохих парней. Зои Салдана вообще стала главной экшн-актрисой последних лет — «Аватар» и его грядущие сиквелы, два «Стар Трека» и главный хит прошедшего лета «Стражи галактики» — какая еще актриса может похвастать более внушительным списком из блокбастеров? И все же и «Аватары», и «Стар Треки», и «Стражи галактики» — не о ней, Салдана там выступает только в команде. Что приводит нас к... Дженнифер Лоуренс.

Анджелина Джоли в «Ларе Крофт: Расхитительнице гробниц», Хэлли Берри в «Женщине-кошке» и Дженнифер Гарнер в «Электре»

Когда в 2000-м Анджелина Джоли получила «Оскар», стало понятно, что лучшей героини боевика, которая к тому же умеет играть, не найти — ей было 25 лет, и предложение сыграть главную компьютерную героиню Лару Крофт пришло незамедлительно. К сожалению, уже второй фильм оказался так себе, не дособрал денег в прокате, и громкой франшизы не получилось. Джоли с успехом стреляла и дралась в «Особо опасен», «Солте» и «Мистере и миссис Смит», став самой влиятельной киновездой своего поколения. Но время идет, Джоли уже под 40, и она прекрасно играет роль матери большой семьи в жизни и перешла на амплуа злых колдуний в кино («Малефисента»), уступив роли принцесс (которых она особо никогда и не играла) 16-летним блондинкам.

Одновременно с освобождением поля битвы Анджелиной Джоли экшн-фильмы, с главными героинями — женщинами, обрели плохую славу из-за двух неудачных проектов. В 2004-м «Женщина-кошка» с получившей двумя годами раньше «Оскар» Хэлли Берри с треском провалилась, собрав, при бюджете около 100 миллионов долларов, всего 82 млн в мировом прокате. Берри получила «Золотую малину» и, надо отдать ей должное, явилась на церемонию вручения кинонаград за худшие «достижения» в кино — лично. Через год похожая история случилась с экранизацией комикса «Электра» (бюджет — 43 млн, сборы в Америке — 24,4 млн), и женский блокбастер был похоронен на целых семь лет.

Вдохновленная успехом экранизации young-adult книги для девушек «Сумерки», в которой, конечно, главная героиня единственно что сделала героического — влюбилась в вампира, студия Lionsgate запустила «Голодные игры» и не ошиблась ни в материале, ни в выборе Дженнифер Лоуренс, с момента запуска получившей и свой «Оскар», и важную роль в другой франшизе «Люди Икс», и славу главного кинематографического интернет-мема.



Скарлетт Йохансон в «Мстителях», Шейлин Вудли в «Дивергенте» и Галь Гадот в «Чудо-женщине»

24-летняя Лоуренс застала новый подъем интереса к женскому экшену, когда звезды предыдущего поколения — Джоли, Шарлиз Терон — перешли на роли злых ведьм. Жадный до повторения чужого успеха Голливуд тут же запустил «Дивергента» с 23-летней Шейлин Вудли, — в следующем году ждем сиквел. Команда студии Marvel утвердила в качестве режиссера, намеченной на 2017-й «Чудо-женщины» c актрисой Галь Гадот в главной роли, прекрасного постановщика Мишель Макларен, работавшую на «Игре престолов» и «Во все тяжкие». И Скарлетт Йоханссон, благодаря которой «Люси» Люка Бессона с огромным успехом прошла пару месяцев назад в мировом прокате, дождется своего отдельного фильма «Черная вдова» — эту роль она уже четыре года играет в качестве приглашенной звезды в «мужских» блокбастерах «Железный человек» и «Мстители». Голливуд всегда идет туда, где есть деньги. Люди несут деньги туда, где им нравится. Женских блокбастеров неизбежно станет больше, и в этом огромная заслуга «Голодных игр».

19 ноября 2014,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Лучшие сериалы последних 10 лет

Лучшие сериалы последних 10 лет

Еще в прошлом десятилетии слово «сериалы» ассоциировалось скорее с непритязательными ситкомами и бесконечным латиноамериканским мылом. Теперь же мы готовы потратить полночи на то, чтобы запоем посмотреть несколько лишних серий, гонорары актеров сериалов и полнометражных фильмов — в одной весовой категории, а не знать симптомов волчанки просто неприлично. Вспоминаем главные телеистории, которые заставили нас заново открыть для себя этот жанр.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация