Елена Усанова встретилась со звездой московского гастрономического PR — Марией Тюменёвой

Елена Усанова встретилась со звездой московского гастрономического PR — Марией Тюменёвой

  13 ноября 2014
6 мин
Елена Усанова встретилась со звездой московского гастрономического PR — Марией Тюменёвой

Гастрономический PR в России только начинает обретать цивилизованные формы. Да и ресторанный бизнес у нас молодой. На Западе эта отрасль хорошо развита, все профессионально поставлено на поток, а средний возраст ресторанного PR-специалиста — от 40 лет.

В нашей стране ресторанный PR молод — так же, как и специалисты. Все строится на личных связях, как и на Западе: общение с критиками, журналистами, блогерами. В профессию ресторанного PR приходят люди из разных областей, и не все понимают, как писать релизы, как грамотно делать макеты для размещения и продвижения. А их стиль общения с прессой иногда вызывает недоумение. Любой PR-специалист должен быть организованным, иметь большую базу контактов, команду дизайнеров, фотографов. Важны хороший слог и грамотная речь, креативность, внедрение интересных акций, умение реализовать их с точки зрения экономики, а еще умение быть всегда на связи, быстро реагировать на запросы СМИ, держать в голове все проекты и детали. Но главное — искренне любить свое дело!

Гости ресторанов не знают их в лицо и не догадываются, сколько трудов вложено, чтобы ресторан был популярным, а все столы заняты. Сегодня я хочу познакомить вас с талантливой девушкой, активной и боевой! Мария Тюменёва, сoвладелец коммуникативного агентства «Аппетитный Маркетинг», специалист в области гастрономического PR. В ее руках около 20 ресторанных проектов — с таким объемом она справляется в силу природной организованности. Мы встретились с Машей поздно вечером, когда сил хватало только на то, чтобы добраться до дома. Но есть темы, которые интересовали нас обеих.

Я: Ты ешь по долгу службы все время: то дегустации, то съемки, то тестирования. Как ты остаешься стройной?

Маша: По долгу службы я скорее пробую. Безусловно, это огромная нагрузка на организм — во время дегустации смешиваются несовместимые продукты: рыба, птица, мясо, десерты — все подряд. Но это не каждый день. И совершенно необязательно есть много! Обладая опытом, часто можно просто посмотреть на блюдо, попробовать буквально кусочек — и все понятно. И, как в пословице, я сапожник без сапог — вне дегустаций столько работы, что я просто забываю поесть. Это случается чаще, чем дегустации. Плюс спорт два раза в неделю — спасает!

Я: Сколько у тебя людей в команде и сколько проектов?

Маша:  Сейчас мы сотрудничаем более чем с 20 проектами. Каждый ресторан уникален, каждый гость безмерно важен, к каждому событию мы ищем индивидуальный подход. В нашей команде 10 человек — большая команда получилась. И главное, это действительно команда: с нами работают чудесные люди!

Я: Какими качествами должен обладать настоящий специалист в области гастрономического PR?

Маша: Давай про качества PR-специалиста в принципе отвечу — это скорость, лояльность, стрессоустойчивость. Но это все банально и пишется в каждом резюме. А вот будет человек успешен в своем деле или нет, решает знаешь какое качество? Любовь! Если сможет любить свой проект — все получится. Если судьба проекта безразлична и сотрудник работает от звонка до звонка — ничего хорошего не случится, ни с проектом, ни с сотрудником. А уж какой пиар — гастрономический, светский, событийный или как там вдруг начали все разделять это общее понятие, — совершенно неважно. Ну, еще вкус, да. Неплохо, если у менеджера есть вкус. Но это вообще в любой сфере хорошо!  

Я: Когда к тебе обращаются с предложением взять ресторан по PR, что для тебя является ключевым в принятии положительного решения? Ведь ты к проектам относишься с любовью, вкладывая в них все силы и ресурсы.

Маша: Есть как минимум пара слагаемых, которые определяют, по пути ли нам с проектом: люди, которые его делают, и концепция. Оба слагаемых важны. Если нет одного из них, мы не работаем. К счастью, пока все складывается очень хорошо. Проекты интересные, и люди отличные!

Я: Сколько ваших проектов заявлено на участие в Премии Time Out?

Маша: Восемь проектов, все в разных номинациях. Например, «Китайская грамота» в номинации «Лучший новый ресторан со средним счетом до 1500 р.», «Честная кухня» в номинации «Эксперименты с русской кухней», «Никуда не едем» в номинации «Лучшая новая коктейльная карта».

Я: Среди представленных ресторанов есть любимый?

Маша: Всегда крайне сложно ответить на этот вопрос. Каждый проект любимый — как ребенок, о котором надо заботиться, любить, отдавать ему все силы и душу. Наверное, в этом и заключается профессионализм: найти в себе ресурсы и вкладываться в каждый из проектов равноценно, но по максимуму. Для каждого использовать конкретно ему подходящие инструменты продвижения, придумывать разные креативные ходы, без повторений.   

Я: Что для тебя значит участие твоих проектов в Премии Time Out?

Маша: Это тот результат работы, который очевиден. Если экспертный совет выбрал ресторан в номинанты, значит все сделано правильно. Если глобально, то участие в Ресторанной Премии — это здоровый азарт, дух соревнования, возможность внести в рутинную работу эмоциональный всплеск. Я всегда за честные соревнования, за честное голосование. Единственное, что можем сделать я и моя PR-команда, для того чтобы ресторан вышел на первые строчки в народном голосовании, — донести до гостя информацию, рассказать ему про Премию, про номинацию, в которой заявлен ресторан, и лишь потом аккуратно предложить поддержать ресторан своим голосом.

Я: Если не победит ни один из твоих проектов, что будешь делать?

Маша: Надо подумать… Ну что? Проигрывать надо уметь достойно: значит, есть над чем работать, есть стимул развиваться и совершенствоваться дальше.

Я: Сколько лет ты работаешь с Премией Time Out?

Маша: Три года. Два из них были с победами, и сейчас ждем новых побед — потому что все проекты яркие, самобытные, заслуживают внимания и, надеюсь, достойны высокой оценки.

Я: В какие рестораны ты ходишь в свободное от работы время?

Маша (смеется): Ах… в те пять процентов свободного времени?! Когда в ресторан, но не на работу? Основная причина пойти в кафе или ресторан — чисто профессиональный интерес. К сожалению, повторюсь, я сапожник без сапог. В ресторанах провожу минимум пять дней в неделю с раннего утра и до позднего вечера. Поэтому заманить меня в ресторан в свободное время можно только чем-то новым и интересным. Например, открытием нового проекта, привозом иностранного шеф-повара либо праздником у друзей.

Я: Какие рестораны тебе нравятся?

Маша: Я очень люблю проекты шеф-повара Димы Зотова. Там много друзей, легкая непринужденная атмосфера, все его проекты идеальны для выходного дня.

Я: Но ты не сказала про еду. Что ты заказываешь не по работе?

Маша: Да я все время что-то ем по долгу службы, а выходные я хочу просто пообщаться с друзьями в ресторане. В свободный от работы день я лучше поем дома.