Москва
Москва
Петербург
2014 — от Олимпиады в Сочи до санкций

2014 — от Олимпиады в Сочи до санкций

ВДНХ пробует жить по-новому

Огромная территория ВДНХ долгое время несла на себе трагический след постсоветского запустенья. Облупившиеся стены павильонов, полустихийная торговля, атмосфера упадка и распада — делать там нормальному человеку было нечего.
Но в 2014-м территорию выставочного центра наконец передали в городскую собственность. После чего в экстренном темпе всё отмыли и покрасили, расправились с торговлей в павильонах и на центральных аллеях, выставили за порог анекдотичные институции вроде музея «Поля чудес», перевезли сюда «Буран», открыли Зеленый театр, велодорожки и велопрокаты, оборудовали вменяемый общепит в виде аккуратных типовых киосков и фудкортов. Словом, к 75-летнему юбилею ВДНХ выставке вернули товарный вид и атмосферу места, где можно неплохо проводить время. Самое интересное, впрочем, еще впереди. Перед Москвой стоит задача наполнить новым смыслом и содержанием выставочное пространство, которое создавалось, чтобы демонстрировать самые наглядные достижения народного хозяйства, а в последние 20 лет только подчеркивало их полное отсутствие.

Москва смотрела Олимпиаду

Церемонии открытия и закрытия сочинской Олимпиады посмотрели, кажется, даже те, кто вообще забыл о наличии у себя телевизора. Олимпиада в Сочи была событием государственной значимости. Оттого и масштаб церемоний был великодержавным. Шоу «Сны о России» (креативный директор — Константин Эрнст, художник-постановщик — Георгий Цыпин, прежде работавший с Метрополитен-опера, Ла Скала и Большим театром) помимо того, что просто было очень зрелищным, представляло миру новую и крайне привлекательную российскую идентичность: не страна Сталина и Ивана Грозного, но страна авангардистов ХХ века, страна Толстого и Достоевского, страна космонавтов и стиляг. Нераскрывшееся олимпийское кольцо стало той единственной задоринкой, которая только подчеркнула, насколько гладко прошло все остальное. Но по какой-то иронии именно с этого момента колеса закрутились в противоположную сторону.

Крафтовое пиво

В отличие от пивных ресторанов баварско-чешского разлива, продающих  массовую продукцию известных марок, пабы образца 2014-го испытывают слабость к крафтовому, то бишь ремесленному пиву. Пиво перестает быть «дежурным» напитком, теперь пивоваренье сродни искусству: мелкие пивоварни ставят эксперименты не только с сортами солода и хмеля, но и вплавляют во вкус разные нетипичные  добавки — вроде яблоневой стружки, рябины или вина. После прошлогоднего пивного бума в Питере (где открыть свой маленький пивной заводик, конечно, проще и дешевле) мода на крафт накрыла и Москву. Застрельщик здесь — Hophead Craft Beer Pub c его 450 задекларированными сортами. В реальности их еще больше — можно нарваться, например, на редкий рубиновый сорт из Питера, который был сварен по случаю и уйдет за пару дней. Имеется крафт из Москвы, Ивантеевки и уральского города Заречный. В «Энтузиасте» выбор поменьше, зато совладелец этой ресто-мото-мастерской лично знает всех своих поставщиков и отбирает каждую бутылку. В крохотном, как кухня в хрущевке, закутке за магазином «Все твои друзья» крафтовое пиво — топливо для создания интимной атмосферы, где все знают всех и дружелюбно стукаются локтями. У палатки на Рыбном рынке «Главпивмаг» разные диковинки вроде имбирно-апельсинового эля — можно выпить в буквальном смысле не отходя от кассы. В меню Beermarket найдется все значимое, что сварили мелким тиражом в Бельгии, США и Британии. А в Haggis ходят, чтобы заполировать пинтой штучного каскового эля пудинг из кровянки или зельц в исполнении Дмитрия Зотова. Лозунг сегодняшнего дня — пей craft и будь local.

Москвичи полюбили фалафель

Один из самых распространенных в мире уличных типажей — фалафель — в московский общепит проник через городские фестивали еды. Это удобно — получить в руки упакованные в питу румяные котлетки из нута с хумусом и кипой овощей и идти дальше по своим делам. Мобильный жанр эксплуатирует The Urban Taste — расписной фуд-трак, курсирующий между «Фабрикой» и центром дизайна Artplay и исправно снабжающий классическим фалафелем с тахини креативный класс. С фалафеля на ярмарках начинал The Hummus — симпатичное заведение, позже получившее прописку в Марьиной Роще. Другой завсегдатай фуд-маркетов, «Мой большой греческий фалафель», тоже строит на нутовых котлетках свой уличный репертуар, пакуя его в стаканчики. Но когда дитя улиц и парковых скамеек переселяется в меню серьезных ресторанов — впору говорить о тренде. Попавший в руки поваров фалафель не узнать: Дмитрий Зотов в «Крылышке или ножке» превращает в котлету томленую утку и панирует ее в японских сухарях панко, Глен Баллис в Glenuill рифмует котлету из нута с баклажанами мутабаль, в вегетарианском Fresh хумус готовят на льняном масле и снабжают киноа. Сохраняя форму, фалафель теряет национальность и мимикрирует под вкус большого города — как и любой прижившийся в Москве приезжий.

Музыкальные фестивали и отмены концертов

Концертной жизни Москвы в 2014-м присущи две яркие приметы. Первая — музыкальные фестивали, которые прошли в Москве этим летом. Трудно вспомнить, когда еще они проходили с таким размахом. Park Live, «Субботник», «Пикник “Афиши”» состязались друг с другом в привлечении хедлайнеров; в выигрыше оставались зрители. Сегодня, глядя на курс и котировки нефти, многие печально думают, что такое лето могло быть последним.
Вторая примета, уже со знаком минус — отмены концертов, ставшие таким привычным делом, что больше не смешно. Еще пару лет назад люди, призывавшие бойкотировать Мадонну и Леди Гагу, казались всем кучкой фриков. Сегодня впору говорить о появлении целой технологии. Сначала запускается волна информационного шума: сообщается, что артист такой-то едет в Москву попирать устои и размыкать скрепы. Если организаторы не приняли к сведению и артист все-таки приехал, то в ход идут другие методы. Например, звонок о бомбе, как это было перед выступлением Мэнсона. Либо задействуется телефонно-административный ресурс, как в случае с концертами ряда метал-групп и нескольких артистов, позволивших публично высказываться об Украине.

Wi-fi в метро

В старейшем в мире лондонском метро мало того что проезд стоит 300 рублей, так еще и бесплатный wi-fi работает примерно на 30% станций. Программа «вайфаизации» московского метро стартовала в этом году с места в карьер: бесплатное широкополосное соединение подключают целыми ветками. И несмотря на то что порой есть проблемы с подключением, все больше москвичей привыкают перемещаться по городу, склонив шею к смартфону или планшету. Список мест, где можно спастись от срочных имейлов по работе, продолжает стремительно сокращаться.

Год, когда все запрещали

Летом в эфире «Вечернего Урганта» Шнуров спел песню с рефреном «Все по пенису и до фаллоса». «Отменили слова нехорошие, не нуждаемся мы в них более», — так вокалист «Ленинграда» констатировал принятие закона, запрещающего мат на сцене, в кино, в медиа. 2014-й запомнится нам как год запретов. Запретили курить в ресторанах, кафе и так далее (что, скорее, плюс, — да простят нас курильщики — потому что после возвращения из клуба одежда и волосы больше не пахнут пепельницей). Запретили даже кружевное нижнее белье. И вообще в 2014-м возникло такое количество запретительных инициатив, на первый взгляд абсолютно шизофренических, вроде идеи запретить интернет, что весь год было немножечко не по себе: а вдруг и вправду примут?

Тренд на здоровое питание

Порядком устав от пива и бургеров, Москва готова перейти на пищу менее телесную. Из духовного — Happy Vegan Shop в Сивцевом Вражке, где можно обзавестись полным арсеналом вегана-пуриста: от соевых сладостей и гуляша из сейтана до сыроедческих чипсов и — такое бывает! — кормов для собак, сделанных без животных жиров. Помимо очевидной склонности к вегетарианству и сыроедению в сети имеется программа из 20 разных соков, которые обещают обновить закисший организм, если пить их строго по часам — как в системе 365 detox, придуманной на сайте Salatshop и воплощенной на кухне кафе «Кузнецкий Мост 20». Можно повысить жизненный тонус путем приема хитрых суперфудов вроде спирулины, гуараны и китайского чайного гриба комбучи (Organic Guru). Плюс авторские мюсли от Barbarum, таинственные каму-каму и мака перуанская от Fittoteria и даже интригующие воображение «внезапные обеды» от поборников здорового питания «What the Food?». Что касается общепита, то здесь вопросы очищения плавно перешли из чистой эзотерики в область гастрономических новаций: во Fresh, сделанном по канадскому веганскому канону, тянут через трубочку зелененький «Витграсс» из пророщенной пшеницы, в скрытом в переулках «Москва-Дели» готовят внятную индийскую еду, а во Fruits&Veges по вечерам трудится диджей и разливают кофе от кооператива «Черный». Словом, никакого сектантства и во всех смыслах здоровый энтузиазм. А если захочется чего-нибудь вредного — пиво и бургеры легко найти по старым адресам.

«Крымнаш» и санкции

В этом году разговоры о политике с большим отрывом заняли первое место в списке лучших способов поругаться с друзьями и родственниками. Взрывоопасная тема обогатила наш язык множеством неологизмов. В их числе выражение «крымнаш», которое принято применять в саркастическом тоне в качестве комментария к любым негативным экономическим новостям. В то же время некоторые слова зажили новой жизнью. В их числе «санкции». Сначала это были ограничительные меры, наложенные Западом на ряд российских компаний и граждан. Но настоящую популярность слово обрело, когда правительство объявило об ответных санкциях, наложив эмбарго на поставки в Россию продуктов из Европы и США. Тем самым закрылся шлагбаум перед устрицами и лобстерами, пармезаном и моцареллой и другими гастрономическими радостями. Вернувшиеся из Европы туристы везут в чемодане хамон и называют его «запрещенкой».

23 октября 2014
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация