2007 — от триумфа Звягинцева в Каннах до открытия «Старбакса» в Москве

2007 — от триумфа Звягинцева в Каннах до открытия «Старбакса» в Москве

  23 октября 2014
6 мин
2007 — от триумфа Звягинцева в Каннах до открытия «Старбакса» в Москве

Андрей Звягинцев получает признание Канн

«Изгнание» отмечают призом за лучшую мужскую роль (Константин Лавроненко) на Каннском фестивале, а снявший его Андрей Звягинцев, за пару лет до того получивший с «Возвращением» «Золотого льва» Венеции, входит в пул каннских фаворитов: именно на главном киносмотре планеты потом пройдут премьеры его «Елены» и «Левиафана». Говорить о Звягинцеве как о русском режиссере при этом в 2007-м считалось странным, несмотря на очевидное влияние Тарковского: и «Возвращение», и «Изгнание» смотрелись универсальными, задействующими актуальный язык фестивального кино высказываниями на вневременные и не связанные границами темы. Сейчас странным кажется уже само это представление о Звягинцеве как режиссере, работающем для европейской в первую очередь аудитории: «Елена» с «Левиафаном» немыслимы без России не только как места действия, но и незримого главного героя, монстра, непрестанно сжирающего собственных детей либо обрекающего их на вечную и абсурдную войну всех против всех.

Первый в Москве «Старбакс» открыли в «МЕГЕ» в Химках

Самая обсуждаемая  в Москве американская сеть со времен «Макдоналдса» открывает первую точку в ТЦ «Мега» в Химках: Starbucks ждали не один год, и пока специалисты прогнозировали, за счет какой из отечественных сетей кофейный гигант будет развивать свою московскую экспансию, рядовые граждане с удовольствием завтракали морковным тортом c чашкой ванильного латте во время каникул в Берлине или Брюсселе. Вопреки ожиданиям, взрыва не произошло: даже во флагманской точке, на Арбате, спрос никогда не был ажиотажным. Не стремясь выдавить конкурентов, Starbucks стал осваивать разрастающиеся мегамоллы, и сегодня количество его заведений перевалило за полсотню. Свою маленькую кофейную революцию на московском рынке  Sturbucks все-таки совершил: кофе собственной обжарки, стенды с сувенирными тамблерами и возможность добавить в любой напиток сладкий до одури сироп — все эти фирменные фишки быстро ушли в народ. Да и «кофе навынос» в бумажных стаканчиках стал нашей реальностью не в последнюю очередь благодаря Starbucks.

«Берег утопии»

Трилогия английского драматурга Тома Стоппарда о русских либеральных мыслителях XIX века в постановке режиссера Алексея Бородина — «Путешествие», «Кораблекрушение», «Выброшенные на берег», идет более восьми часов, 70 персонажей играют 68 актеров — собрала все главные театральные премии страны. Но главное, что этот спектакль стал событием не только театральной жизни. Вокруг него сформировалось целое молодежное движение. РАМТ придумал программу «Прогулки по “Берегу утопии”» с ведущими московскими вузами — МГИМО, РГГУ, МГУ и ГУ ВШЭ: дискуссии, круглые столы, конференции с участием Тома Стоппарда, известных историков, политологов, философов, деятелей культуры и искусства, конкурсы «Когда Европа говорила по-русски…», «Свобода по-русски», «Человек на все времена». До сих пор идет с аншлагами.

«Винзавод»

Оживленное, сохраненное и приспособленное под Центр современного искусства стараниями архитектурного бюро Александра Бродского пространство на годы стало главным столичным арт-кластером и, пожалуй, даже главным местом, где можно было поглядеть на московскую арт-тусовку, ее обычаи и нравы, так сказать. Во-первых, туда переехали старейшие и главные московские галереи: Галерея Гельмана, «Риджина», «Айдан галерея» и XL. Во-вторых, там Олег Кулик в 2007-м в рамках II Московской биеннале современного искусства устроил испытание на «Верю», и коллективный смотр высказываний современных художников всех направлений о священном, высшем и т.д. до сих пор в летописи московского contemporary art считается одной из главных вех. А через год туда же тотально инсталлировал (это, забегая вперед, скажем — одновременно с инсталляцией на открытии «Гаража» и одновременно с «Воротами» в Пушкинском), например, «Жизнь мух» и «Туалет». В 2012-м, однако, разразился кризис. «Айдан галерея», XL и Гельман заявили о переформатировании своих галерей, переходе на некоммерческие рельсы ввиду того, что рынка совриска в России так и не получилось. Впрочем, и XL Gallery на коммерческих рельсах осталась (просто есть еще XL Projects, и это уже про некоммерческие опыты), и Гельман на них вернулся. Оказалось, все не так страшно. И хотя былой драйв «Винзавод» за последние годы растерял, а другие его квартиранты-галереи съезжают и меняются, он жив и, надеемся, будет жить дальше.

«Ирония судьбы» дает старт потоку ремейков и сиквелов русской классики

Разобравшись с «Дозорами» и недобрав в прокате с «Адмиралом», Эрнст и компания запускают еще один тренд для индустрии, не изживший свое до сих пор. Сиквел «Иронии судьбы» мог быть каким угодно по качеству (и оказался не самым, прямо скажем, презентабельным), но промоартобстрел Первого и статус оригинала сделали бы свое дело в любом случае. Так и вышло: «Ирония 2» вплоть до прошлогоднего выхода «Сталинграда» числилась абсолютным рекордсменом проката отечественных фильмов. Ее успех и отсутствие корреляции кассовых сборов и уровня постановки не остались незамеченными: в следующие семь лет на экран выйдут неловко перенесенные в современность версии «Служебного романа», «Джентльменов удачи», «Кавказской пленницы» и даже сталинской агитки «Веселые ребята».

Открывается «Симачев»

Вечеринки в лофте дизайнера Симачева на «Арме» перебираются в его же бутик в Столешниковом переулке. В гостях у Симачева — весь свет. На крохотном танцполе пляшут редакторы глянца, тусовщики, олигархи и студенты творческих вузов. Здесь первыми начнут вводить моду на алкотрэш и мэшап — танцевать под Юрия Антонова или группу «Мираж» теперь не стыдно, а за диджейским пультом может появиться любой желающий. Впрочем, настоящие диджеи усилиями арт-директора Сергея Оранджа здесь тоже будут регулярно выступать. Осенью 2013 года «Симачев» закроется — по слухам, из-за проблем с арендой. Слух создатели никак не прокомментируют. А через два месяца бар вновь заработает — и окажется, что Москве он все еще не надоел.

Открывается «Солянка»

Большой двухэтажный особняк на Солянке — новое место силы клубной Москвы. Здесь тусуются хипстеры, модная молодежь в узких джинсах и футболках с ироничными надписями. Широко известными становятся гулянки промо-группы Idle Conversation и вечеринка «Love Boat», на которой бывший пресс-аташе Юдашкина Виталий Козак сводит Грейс Джонс и Ветлицкую. Фотография: Людмила Савельева

Роман Бурцев (основатель «Солянки», «Лебединого озера» и «Дома быта»):

«Почему «Солянка» так быстро выстрелила, я не знаю. Думаю, была некая совокупность факторов. Люди, которые делали это место, действительно горели им. Плюс мы открылись в период безвременья. Все старое уже надоело, а новое еще не появилось. Лучшие годы «Солянки» были, наверное, с 2007-го по 2009-й. В это время у нас работал настоящий dream-team в лице таких людей, как Игорь Компаниец, Миша Ганнушкин, Сергей Сергеев. Дальше уже менялись и команда, и промоутеры, и публика. Что случилось с хипстерами? Они повзрослели. У них теперь свои проекты, семьи, а у некоторых и дети. Кстати, многие из старичков к нам по-прежнему заходят, но чаще днем».