Москва
Москва
Петербург
2005 — от выхода фильма «9 рота» до открытия театра «Практика»

2005 — от выхода фильма «9 рота» до открытия театра «Практика»

«Практика»

Продюсер Эдуард Бояков, закончив свою деятельность главного организатора фестиваля «Золотая маска», решил создать собственный театр и сделать его самым модным местом Москвы. Заручившись поддержкой Правительства Москвы и финансами Александра Мамута, он полностью переоборудовал подвал, который ранее занимал Театр Луны, превратил его в стильное клубное пространство, насыщенное новейшей театральной техникой, и объявил центром новой драмы и экспериментальной режиссуры. Поначалу получался скорее центр продвинутой околотеатральной тусовки, где бизнесмены пробовали себя в качестве драматургов, акционисты — в качестве актеров, продюсеры — режиссеров. Но после того, как в апреле 2013 года Эдуард Бояков передал руководство Ивану Вырыпаеву, цели «Практики» стали прежде всего художественными. Хотя и сегодня сюда можно зайти в любое время не только чтобы посмотреть спектакль или кино, но и чтобы заняться йогой или современным танцем, просто выпить кофе и вкусно поесть.

Федор Бондарчук дебютирует в режиссуре «9 ротой»

В середине нулевых Федор Бондарчук считался клипмейкером, характерным артистом для эффектного камео, ресторатором и светским львом — в общем, кем угодно, только не кинорежиссером. Уже через год он стал, по версии фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», единственным «прикольным», что есть в российском кино, — причем с провозгласившим этот факт героем Юрия Чурсина соглашались более-менее все. Случилась «9 рота» — кино не отцовского, конечно, уровня, но на унылом фоне соотечественников впечатлявшее бодростью ритма, четкостью батальных сцен и равнением не на советскую военную классику, а на «Цельнометаллическую оболочку» со «Спасти рядового Райана». Неудивительно, что десять лет спустя окончательно превратившийся со «Сталинградом» в самого кассового местного режиссера Бондарчук готовится к запуску своего первого голливудского проекта — экранизации ни много ни мало «Одиссеи» Гомера.

В Москве появилась своя биеннале современного искусства

Сейчас у нас биеннале на каждом шагу, а девять лет назад была одна — затеянная в 1996-м Ольгой Свибловой Фотобиеннале. Впрочем, Московской биеннале современного искусства еще в конце 1990-х грезили Иосиф Бакштейн и Виктор Мизиано, но только в 2003-м Минкульт, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и РОСИЗО включили ее в Федеральную целевую программу «Культура России 2001–2006», и лишь через два года «температуру по больнице» в современном мировом арт-процессе впервые смогли измерить и оценить.

Биеннале меняла площадки, кураторов и вполне успешно ставила российских художников «в контекст» мировых. Первые два выпуска готовили кураторские команды, потом лоцманов основного проекта стали приглашать по одному. Гуру кураторского дела Жан-Юбер Мартен выплеснул на одну площадку Запад с Востоком, известных художников с неизвестными, порой даже маргинальными и запомнился самым ярким проектом. Затем специализирующегося на новых медиа Петера Вайбеля. Потом Катрин де Зегер: тут несколько опасались феминистского проекта, но получилась выставка, просто заполненная множеством весьма зрелищных инсталляций и местами даже с политическими остротами, впрочем, не ставшими «генеральной линией» — возможно, отчасти потому, что она впервые обосновалась в самом центре города, в Манеже. Но, увы, мероприятие это все еще остается во многом форумом для своих, даже рекламы в городе ничтожно мало, что свидетельствует и об отношении властей к этой затее.

Комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн:

«Подводя итоги первых пяти Московских биеннале современного искусства, в первую очередь вспоминается открытие Первой биеннале в конце января 2005 года в здании Музея Ленина. Мне представляется, что именно участие в этом проекте самых знаковых кураторов своего времени и, соответственно, самых известных художников 2000-х, именно Музей Ленина как место проведения первой Биеннале создавали невероятное ощущение исторического события, начала нового периода в истории российского современного искусства. Не надо забывать, что «Гараж», «Винзавод», Artplay появились позже, а Третья биеннале — «Против исключения», которую курировал легендарный Жан-Юбер Мартен, — состоялась именно в «Гараже». На мой взгляд, главным итогом пяти Московских биеннале явилась интеграция современного искусства нашей страны в международную художественную сцену — надеюсь, необратимая».

«Студия театрального искусства»

Весной 2005 года в ГИТИСе прошел фестиваль дипломных работ Мастерской Сергея Женовача — «Шесть спектаклей в ожидании театра». После Мастерской Фоменко в начале 90-х прошлого века это стало первой яркой заявкой на создание театра со своим лицом и художественной программой. Никто не верил в такую возможность. Однако нашелся анонимный меценат, которого так потряс спектакль «Мальчики» по роману Достоевского «Братья Карамазовы», что он помог не только юридически и финансово оформить образование «Студии театрального искусства», но и к марту 2008 года перестроить для нее здание «театра для рабочих» при золотоканительной фабрике Алексеевых, в котором с 1904 года организовывал спектакли для рабочих ее хозяин — К. С. Станиславский. В основе репертуара СТИ — инсценировки прозы классиков мировой литературы. В прошлом году в состав труппы вошло третье поколение — новые выпускники профессора Женовача. СТИ — 16-кратный номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» и семикратный ее лауреат.

Премия «Инновация»

Мода на актуальное искусство вроде бы растет, но наград в этой области — по пальцам перечесть, а «Инновация», по сути, стала первой и единственной госпремией (поскольку учреждена была Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства). Через два года появится «противовес», частный аналог: по инициативе фонда «АртХроника» (нынешнего BREUS Foundation) стартует Премия Кандинского, плюс к тому, например, с 2006-го существует «Соратник», но это достаточно узкопрофессиональное событие, а с 2009-го — питерская Премия им. Сергея Курехина. В общем, и «Инновация», и «Кандинский», вынося решение по чемпионам, стараются сильно не рисковать. Особенно после того, как «Кандинский» в 2008-м оскандалился вручением приза Алексею Беляеву-Гинтовту. «Инновация» тоже вызовет бурю эмоций (положительных, впрочем, тоже), когда решится вручить награду группе «Война». Большинство номинантов — обычно персонажи уже востребованные, но случаются и открытия среди молодых, что отрадно.

Сифуд дорогой и доступный

В 2005-м на Петровке появляется первый рыбный бутик La Maree, где в аквариумах плавают, кажется, все существующие на свете морские гады. Он закрывает тему дорогих рыбных мест: город, где свежее рыбное поголовье красуется на десятиметровом леднике, как в Fish, а под стеклянным полом плавают упитанные осетры, как в «Сирене», уже ничем не удивишь. В 2013 году гурманский фетиш в доступное простому смертному удовольствие превращает Boston Seafood & Bar, где Кирилл Лялин и Антон Мартыненко первыми отваживаются продавать канадских лобстеров за вменяемые деньги. Лед немедленно тронулся: вслед за ними многие московские рестораны тоже пересматривают ценники на сифуд. 

23 октября 2014
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация